Добавить новость
smi24.net
Новости по-русски
Февраль
2026
1 2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Зелёный каркас — это когда тебе комфортно идти в тени по городу

Ежегодно в Ростове разгораются скандалы, связанные с вырубкой деревьев, отсутствием должного озеленения, сохранением памятников и исторического центра. Чаще всего к таким проблемам подключаются известные в Ростове активисты.

О том, почему в Ростове так и нет зелёного каркаса, как горожане реагируют на действия активистов и есть ли выгорание, в интервью donnews.ru рассказала активистка и координатор общественного движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян.

Ходишь, как дурочка, бесплатно

— Елена, прежде чем поговорить с вами о наболевших вопросах, хотелось бы спросить: почему вы стали активисткой?

— Всё началось очень банально 20 лет назад — когда у меня родился сын. В подъезде сломалась ступенька, а у меня маленький ребёнок, дедушка и много пожилых соседей. Люди могли провалиться, получить травмы. Я занялась этим вопросом, и это оказалось крайне сложно. Управляющая компания сначала сопротивлялась. Потом я обратилась к замглавы по ЖКХ — Фёдору Баджо. Он помог, всё починили.

Тогда я подумала: «О, работает!» Затем я стала старшей по дому, приводила его в порядок — делали капитальный ремонт в подъездах. Когда появился проект «Активный гражданин» в Facebook* (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской), я вступила и нашла единомышленников, вышла на городской уровень. Так началась моя деятельность.

Я поняла, что не одна, что есть люди, которым не всё равно. Я не могу пройти мимо сломанного дерева или текущей крыши, если это касается моего дома. Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. И не перекладывай ответственность на других.

— Вы очень вовлечены в решение проблем города, не устали?

— Было время, да. В 2022 году я была близка к тому, чтобы навсегда уйти из общественной деятельности. Это было настоящее отчаяние. Я видела, что всё, за что мы боролись, рушится: обещания по Александровской роще не выполнялись, а проект реконструкции парка «Дружба» реализовали именно так, как мы просили не делать. Видеть, как принимаются заведомо губительные для города решения, было невыносимо. Это меня буквально добило.

Поэтому последние два года моя деятельность сузилась до парка «Дружба» и спасения мозаик. Я просто не могла брать на себя что-то ещё. Но я понимала: я взялась за это дело, я дала обещание и должна довести всё до конца.

А потом… Появилась надежда. Надежда на то, что сменившееся руководство региона и города будет открытым к диалогу.

— Как семья относится к вашей деятельности?

— Муж и дети поддерживают: участвуют в субботниках, сажают со мной деревья. Если бы не их поддержка, было бы сложнее. Мама и братья относятся скептически: «Зачем тебе это надо? Ходишь, как дурочка, бесплатно».

— Как вы всё успеваете?

— Всё просто: когда ты делаешь то, что тебе нравится, всё получается и совмещается. Я понимаю, что это нужно в первую очередь мне. Пока есть силы и возможность, я продолжу.

— По образованию вы юрист. Вам это как-то помогает?

— Да. Правильно составленное письмо, запрос со ссылками на законодательство повышает шансы получить вменяемый ответ. Также я получаю второе высшее образование — психолог-конфликтолог.

— Как часто вас критикуют?

— Критики есть и будут. Как мне когда-то сказали: «Чем выше гора, тем сильнее ветер». Осуждают обычно те, кто сам ничего не делает. Если можете сделать лучше — сделайте. Но часто люди просто высказывают претензии, не предлагая решений. Это обычно связано с личной неприязнью или непониманием.

— Вы примерно знаете, сколько зелёных зон и культурных объектов спасли в Ростове за всё время?

— Сложно посчитать. Но один из самых значимых — это стела на Театральной площади (мемориальный комплекс Воинам-освободителям). Её хотели лишить статуса объекта культурного наследия. Из зелёных зон — парк Островского. Были и другие «личные победы»: отстояли деревья на улице Добровольского, где хотели построить коммерческое здание, остановили вырубку на бульваре Новосёлов и другие.

Впечатление, что мы живём в разных городах

— Как оцениваете текущее состояние зелёных зон в Ростове?

— Честно? Очень плохо. Создаётся впечатление, что мы живём в разных городах: в соцсетях и СМИ пишут о «зелёном каркасе», а на деле его нет. Как говорил бывший директор Ботанического сада ЮФУ и экоактивист Александр Водяник, которого я его считаю своим учителем и наставником, зелёный каркас — это когда из точки А в точку Б ты проходишь по городу, и тебе тенисто, комфортно и хорошо. То есть это, грубо говоря, умное озеленение города, которое работает на правильный микроклимат.

Ростов был пилотным проектом по зелёному каркасу ещё в 1976 году, но сейчас от каркаса почти ничего не осталось. Деревья стареют, массово вырубаются под застройку, нет специалистов-дендрологов, финансирования, инвентаризации деревьев… Ростов катастрофически потерял озеленение и продолжает это делать.

В России есть два города — Белгород и Казань — где сделали интерактивную карту зелёных насаждений. Её принцип работы такой: нажимаешь на дерево и узнаёшь информацию о нём: возраст, породу, проблемы и особенности.

— Почему нет специалистов?

— Потому что зарплата у дендрологов в районах — около 30 тысяч рублей. Поэтому им выгоднее работать в частных компаниях.

— Какие ещё проблемы вы бы выделили в инфраструктуре города?

— Я бы запретила точечную застройку. Она создаёт нагрузку на коммуникации, школы, поликлиники, потому что застройщики не обязаны делать инфраструктуру вокруг. Пример — дом возле 101-й школы на Северном, который впихнули без подъезда к нему. Исторический центр тоже страдает от этого: так, позади «Шолохов-Центра» {пересечение Большой Садовой и Крепостного. — Прим. donnews.ru}, шикарного особняка, сзади стоит огромный бизнес-центр. Проходишь и думаешь: «Господи, как это вообще допустили?!»

Да, ребята из «Моего фасада» и другие бегают, дерутся за каждый дом. Но так не должно быть. Мы, общественники, можем подсвечивать проблему, но не должны бороться за каждое дерево и здание. Необходимо разработать систему, которая будет помогать сохранять озеленение и исторический облик города.

— Что нужно, чтобы разработать такую систему?

— Нужны специалисты, команда, финансирование. Хороший пример — Краснодар при прежнем мэре. При нём стал активно развиваться зелёный каркас. Привлекли специалистов, разработали документацию, собирали форумы, приезжали специалисты из Франции.

Помимо этого, важно и появление в Ростовской области специального органа с главным дендрологом, набором сильных специалистов, инвентаризация деревьев, а также программа комплексного озеленения города.

Замкнутый круг

— Как вы считаете, с чем связан такой активный снос деревьев в Ростове?

— Это замкнутый круг. Деревья стареют, их закатывают в асфальт, корневая система деградирует, они падают. Сильно влияют на неё и реагенты. Если мы посмотрим, то 80% деревьев, которые падают, валятся от корня. Очень важен газон. Если его нет, почва истощается и становится как камень — не проходят воздух и вода.

— Существуют ли ещё какие-то угрозы?

— Люди. Отсутствие специалистов, безграмотная вырубка. Нет чёткого соблюдения экологических норм. Например, компенсационные посадки после вырубки часто не делают или проводят формально. А ещё существуют признаки аварийности по законодательству. Это короед, корневая гниль и стволовая гниль, то есть дупло. Но важно сказать, что дупло дуплу рознь.

— Какие парки в Ростове требуют внимания и защиты?

— Все. Большинство парков находятся в плохом состоянии. Их нельзя даже назвать парками в полном смысле — там недостаточно озеленения. Новые парки (например, в Левенцовке) тоже проектируются с низким процентом зелени.

— Высаживают ли в Ростове неподходящие породы деревьев?

— Да. Например, мы рубим тополя, вязы и ясени — огромные деревья. А сажаем шаровидные клёны, черёмуху и рябину. Эти виды не могут заменить тополь, который вырастает на 25 метров. Тополь — первое дерево, которое поглощает максимальное количество углекислого газа и выделяет кислород. Их около 100 видов и порядка 15 можно сажать в Ростовской области, они практически все не пуховые. Но в регионе это игнорируют. А ведь клёны, например, не выживают в этом климате — они «горят».

Активность здесь всегда будет эпизодической, локальной

— Удается ли объединить ростовчан вокруг проблемы озеленения?

— Да, раньше, до 2020 года, я проводила встречи, рассказывала о законодательстве. Например, была тематика «Мой зелёный двор». В ней мы разбирали, на какой территории можно сажать деревья, какие растения лучше выбрать. Для этого я приглашала эксперта из Ботанического сада ЮФУ к себе. Изучали мы и как это правильно сделать законодательно, и к кому обратиться, если человек хочет благоустроить двор сам или через кого-то.

Сейчас у меня была идея сделать пост в моём Telegram-канале «Признаки аварийности». Потому что много людей пишут мне: «Катастрофа, вырубили дерево, оно визуально хорошее». Приезжаешь, а там ясень. Да, он стоит как пасочка, но сухой, — его ела ясеневая златка. Я на примере хотела показать, как понять, что дерево аварийное, чтобы люди знали их и могли выявлять самостоятельно.

Однако я понимаю, что не все готовы тратить своё время даже на мои социальные сети. Ещё я иногда встречаю мнение, что я должна всем заниматься только самостоятельно, без чьей-либо помощи.

— Почему люди так думают?

— Возможно, они считают, что мне за это платят. Потому что бесплатно столько делать нереально. «Либо дура, либо зарабатывает этим». Но я — это первый вариант, я ничего не получаю за свою деятельность.

— Что необходимо, чтобы привлекать больше людей к защите природы в Ростове?

— Это сложно. Ростов — южный торговый город, где многое решается через личные связи. Активность здесь всегда будет эпизодической, локальной. Люди включаются, только когда проблема касается их непосредственно.

— Какую одну вещь в Ростове вы бы изменили?

— Вернула бы зелёный каркас. Это моя мечта. Я даже на Новый год загадываю это желание! Без него город продолжит терять зелёные зоны и воздух будет становиться только грязнее.

— Можете ли дать советы тем, кто хочет начать заниматься защитой окружающей среды?

— Делай, что должно, и будь что будет. Не надо бояться. Если хочешь что-то сделать — иди. Даже если не получится — это опыт. Люди часто упускают возможности из-за страха и неуверенности. Не бойтесь спрашивать документы, предлагать решения. Это не страшно и не больно. Это даже приятно, когда что-то получается.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *