Почему нужно читать газеты
И может показаться, что это что-то надуманное, мол, газеты давно себя как источник информации похоронили, но, похоже, на наших глазах они становятся чем-то большим, чем просто новостной ресурс.
Помню, как-то разговаривала с 90-летним профессором Бауманки, преподававшим 17-летним сорванцам робототехнику. Для того чтобы поддерживать своих ребят на международных турнирах, он в 88 лет впервые начал учить английский. В результате к своим 90 он бегло спорил с англоязычным жюри. Его гибкость мышления поразила меня до глубины души. Я поинтересовалась у профессора, в чем секрет, на что он рассказал о своем ежедневном моционе: каждое утро он покупает свежую газету в ближайшем киоске. Для того, чтобы «избежать соблазна читать новости в сети». Ни на один новостной канал в сети он принципиально не подписан! Выходит, человек сохранил ясный ум благодаря отсутствию цифрового мусора и чтению прессы. Возможно, и преподавателям столичных вузов стоило бы взять этот «кейс» на вооружение.
Ясности ума способствует, к примеру, размер материалов. В печатном СМИ стандартная статья больше поста в Телеграме. А значит, кроме самой новости там будут подробности и аргументированные выводы, порой представляющие разные взгляды на происходящее.
К слову, два мнения — классика традиционной журналистики, позволяющая выйти из информационных пузырей, куда нас определили алгоритмы соцсетей. Кроме того, печать дело небыстрое. Даже в ежедневной газете материалу нужно не меньше 12 часов, чтобы дойти до типографии. И это время — прекрасный фильтр, позволяющий эмоциональной шелухе осесть. А еще в печатном СМИ материалы написаны литературным языком, поскольку каждый текст проходит редакторскую правку, и чаще всего не одну.
Телеграм-блог такой роскоши позволить себе не может. Поэтому мы постоянно наблюдаем такое количество ошибок, что непонятно вообще, как админы каналов сдали ЕГЭ по русскому! А ведь есть еще и смысловые искажения, да и просто фейки. Те же сайты и агрегаторы живут просмотрами, поэтому соревнуются друг с другом в кликбейтных заголовках и громких инфоповодах. А собрав «урожай», текст легко удалить, как будто ничего и не было. И эта практика формирует у аудитории базовое недоверие к миру. Как можно верить в то, что сегодня есть, а завтра — нет? А из газеты, как известно, не то чтобы одним кликом, но и топором уже ничего не вырубишь. Поэтому хочешь не хочешь, а журналистам приходится заниматься фактчекингом.
С легкой подачи индийских чиновников, чтение прессы превращается в элемент модной концепции «медленной жизни» наравне с отказом от фастфуда, краткосрочных романов и прочих способов получить быстрый дофамин. Последний часто становится единственной радостью в мире окружившего нас постмодерна, где сетевое медийное поле заставляет подвергать сомнению все что угодно. И в этом смысле печатный номер свежей газеты или журнала — отличная терапия против экзистенциальной тревоги. Он одним фактом своего физического существования как будто бы приземляет нас, придавая вес окружающей реальности.
