28 июля началась Первая мировая война
28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Формальным поводом послужило убийство в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда молодым сербом Гаврилой Принципом.
В самом начале XX столетия мир стал резко меняться. Большинство людей сошлось во мнении, что время завоевательных войн, которые приносят много выгоды, закончилось. К тому времени экономика стала уже мировой и объединила все государства. Война означала разлом этого сформировавшегося объединения.
Июльский кризис 1914 года послужил толчком к началу войны, которую сейчас мы называем Первой мировой. Все события получили подробное отображение в документах, но настоящие причины сформулировать главные действующие лица так и не смогли. Многие историки, не говоря уже про обычных людей, остаются в непонимании тех событий, которые предшествовали четырем годам кошмарной войны. Позже Вудро Вильсон высказал недоумение по поводу причины, которая бы стала причиной войны. Ее просто не было, для ее начала было много разных причин.
В начале столетия экономическое противостояние между Англией и Германий было заметно всем. Существует общепринятое мнение, которое подкрепляется учением Маркса о неизбежности войн при капитализме, основной причиной послужила конкуренция империалистических государств. Все газеты того времени писали о том, что Англия будет противостоять увеличению экономической мощи Германии. Но ни одна из этих стран не стремилась достичь своих целей при помощи войны. Явными врагами Германии считались Франция и Россия. Если с первой шел долгий спор за территорию провинций Эльзаса и Лотарингии, то со второй конфликт был скорее геополитический.
Англия и Германия были заинтересованы не воевать между собой, а остановить рост экономики США. Колониальные противоречия наиболее острыми были у Англии не с Германией, а с Францией, а с Россией ее интересы везде пересекались по южной границе. И все же Англия оказалась в военном союзе именно с Францией и Россией.
Долгое время роль разжигателей войны отводилась оружейным компаниям, которые желали обогатиться. Но историки так и не смогли назвать ни одну промышленную корпорацию, которая была заинтересована в начале мировой войны. Ни одна компания не была заинтересована в получении исключительно военных прибылей, а тем более иметь такое влияние на правительство, чтобы навязать войну. Ситуация складывалась даже неблагоприятно для представителей военно-промышленного комплекса. В самом начале войны Франция испытывала острую нехватку в снарядах. Тогда военный министр вызвал Луи Рено, основателя знаменитого автомобильного концерна, и поинтересовался может ли его предприятие производить снаряды, чем ввел его в замешательство. Через некоторое время он все же наладил выпуск снарядов, и государство утратило свою монополию.
Политические причины начала Первой мировой войны столь же туманны и не ясны, как и экономические. Все историки сошлись во мнении, что нет ни одного государства, которое хотело бы утвердить свое превосходство путем военных действий и желавшего осуществить территориальные захваты. Ни у кого не было сформировано четкой стратегии, ситуация развивалась хаотично. Территориальные претензии европейских государств были на столько малы, что не идут ни в какое сравнение с понесенными потерями от военных действий. Колониальные претензии улаживались на уровне договоров. Были, конечно, государства, которые желали получить мировое первенство, но это были политические претензии. Многие считали желательным нарастающее военное противоречие и правительства ожидали военный конфликт, но ни одна страна не хотела стать мировым агрессором. Подготовка к войне шла планомерно во всех странах, но в тоже время ее все оттягивали. Основные военно-политические союзы государств, заключенные в конце XIX – начале XX столетий, ставили своей целью усилить сдерживающий фактор для противоположной стороны.
Началом Первой мировой войны послужили не какие-то определенные причины, а цепь некоторых событий. Основу мира в Европе возлагали в объединении сильных государств, которым относились Англия, Германия, Франция и Россия. Хорошим вариантом стал бы союз Англии с Германией, или объединение трех государств. Но в это время уже получил влияние национализм и на его почве стал развиваться расизм. Особенно это проявлялось в Англии и ее колониальной политике. Национальное превосходство вошло в английские учебники. Известный английский теоретик начала XX столетия Хьюстон Стюарт Чемберлен вспоминал, что ему с раннего детства прививали возвышенное чувство гордости, учили не считаться с французами и не сравнивать их с англичанами. А индейцы и ирландцы должны служить поводом для зависти, потому что они являются подданными Великобритании. Идеи Чемберлена нашли поддержку в Германии. У немцев было возвышенное чувство собственного достоинства за победу в войне 1870 года, за успехи германской науки и промышленности, что привело к развитию мечты о правлении над всем миром.
Немцам другие народы отвечали тем же. Англичанам внушался страх перед германским вторжением через прессу и произведения известных писателей. А засилье немецких товаров казалось постоянной угрозой английской промышленности. Французы и так не могли забыть о потере Эльзаса и Лотарингии. Возвращение утраченных провинция французы связывали и с возвышением своей страны. Французская литература того времени изображала немца в образе врага.
Война, которая начиналась с террористического акта, разрушила четыре империи — Австро-Венгерскую, Российскую, Германскую, Османскую и унесла больше 10 млн жизней.