Прекрасная и ужасная. Экспонат, призванный и восхищать, и устрашать
Военторг вдохновил
Представляя псковичам уникальную коллекцию, знатоки говорили, что фуражка – это такой аксессуар, который должен и восхищать, и ужасать одновременно: «В мирное время она прекрасная, а когда враг у ворот, – ужасная».
Будучи по образованию системным программистом, Олег Кузеванов ещё в подростковом возрасте заинтересовался военной формой. У себя в родном Екатеринбурге он часто захаживал в военторг и любовался на фуражки, которые в те времена можно было купить только по предъявлении удостоверения.
Наконец ему каким-то чудом удалось приобрести в магазине прокурорскую фуражку, с которой и началась коллекция, насчитывающая сегодня более 200 экспонатов. Олег утверждает, что по коллекционерским меркам это немного, он слыхивал про коллекционеров, которые смогли насобирать и по нескольку тысяч фуражек. Однако коллекция Кузеванова уже и сегодня достигла таких размеров, что в квартире не помещается: собирателю приходится хранить свои сокровища в подземном гараже.
В галерее «Дар» выставлено не более 10% этой коллекции. Но и этого вполне хватило, чтобы потрясти псковскую публику. На открытии выставки «Фуражки – это красиво» в галерее «Дар» яблоку негде было упасть, несмотря на то, что это случилось сразу же после дождичка в четверг, который затопил пол-Пскова.
Председатель Псковской областной общественной организации войны и военной службы Шамиль Ахметов, по его же словам, пробирался на эту выставку «огородами», а когда увидел, сколько там собрано красоты, – ахнул.
Он сказал, что до сих пор обожает надевать фуражку, потому что она мигом снимает все хвори: «Когда я прихожу в нашу дивизию в военной форме, то у меня сразу плечи распрямляются, я сам чувствую, как молодею и как от меня отступают все болезни. Мне все завидуют, как молодцевато я отдаю честь, прикладывая руку к своей фуражке».
Шамиль Ахметов уверяет, что российская военная форма – самая красивая на свете: «Я много в каких странах побывал и видел разные формы военной одежды. Скажу, что даже у пиндосов (я так американцев называю) военная форма не ахти».
Коллекционер Олег Кузеванов так не считает. У него в коллекции как раз есть подлинная американская военная форма, причём он частенько её надевает. Во всяком случае, когда катается на мотоцикле. Ведь она сделана из такой ткани, к которой грязь не пристаёт совсем: её не надо потом не стирать, ни гладить. На выставке в галерее «Дар» представлена и российская форма из похожих материалов, но использовать её в «боевых» условиях коллекционер пока почему-то так и не осмелился.
Светит да и греет
Фуражки из своей коллекции Олег Кузеванов надевает разве что на 9 Мая, когда пол-Москвы разгуливает в военной форме. А ещё любит прокатиться с ветерком на каком-нибудь кораблике, нарядившись в одну из своих морских фуражек. Тем более, что у него есть подлинные фуражки с «ветерком» - это такой специальный спрятанный под шнуром на околыше ремешок, который в непогоду можно застегнуть под подбородком, чтобы фуражка не слетела.
Китайские фуражки, показывал Кузеванов, все снабжены такими ремешками, только у них они сделаны из резинки.
Самому коллекционеру больше всего нравятся обильно вышитые золотом генеральские фуражки и фуражки «Аэрофлота» (он большой поклонник этой авиакомпании). На выставке, кроме того, можно увидеть фуражки специального лётного отряда «Россия», который возит президента и других первых лиц нашего государства.
Это первая персональная выставка Олега Кузеванова. Удивительно, но ему ещё никто и никогда не предлагал устроить отдельную выставку его фуражек. Он только иногда даёт их на прокат федеральным телеканалам, да и то бесплатно. Так чтовыставка «Фуражки – это красиво» стала настоящим событием не только для нашего Города воинской славы, но и для самого московского коллекционера.
Олег перевозил в Псков свои фуражки в несколько заходов. А когда сам ехал на открытие выставки ночью, то надел фуражку итальянского служащего Красного Креста, потому что «это очень удобно»: она светится в темноте.
Лёгким движением руки
Кстати, на выставке представлены не только фуражки, но также погоны, шевроны и даже эполеты. В частности, там можно понять, чем эполеты офицера царской армии отличались от французских. Оказывается, по виду те и другие с тканевой бахромой. А на самом деле бахрома у российских выполнена из тончайшей золочёной проволоки, поэтому они не только красивее, но и гораздо тяжелее.
В одной из стеклянных витрин разложены алые шевроны со свастикой, но они не фашистские, а советские. Такие шевроны, рассказывает Олег, носили бойцы башкирских частей Красной Армии, пока Гитлер не пришёл к власти и не опошлил древний солярный знак.
Между прочим, на выставке в галерее «Дар» можно обнаружить и мундир Штирлица, конечно же, с фуражкой. А также там выставлена удивительная военная морская форма с «пионерскими шортиками», как их тут же окрестил кто-то из несведущих посетителей.
Олег пояснил, что такая форма была разработана специально для мореходов, которым приходится бороздить океан в районе экватора. Причём она универсальная и не имеет знаков различий: её мог надевать как адмирал, так и простой матрос. Шортики от этой формы интересны тем, что не имеют ширинки и застегиваются на пуговички по бокам. В случае кораблекрушения они «лёгким движением руки» отправляются в пасть акуле, чтоб не стеснять в воде движений моряка.
Не всё коту
Олег может часами рассказывать о своей коллекции и сожалеет только о том, что с самого начала решил объять необъятное, а не сосредоточился, допустим, на предметах военной формы какого-нибудь одного государства. Поэтому на этой выставке можно увидеть и подлинную фуражку последнего военного комиссара республики Азербайджан, и фантазийные – сшитые безымянными мастерами просто для красоты.
У Олега в Москве есть даже фантазийные фуражки, изготовленные по его собственному заказу. Например, одну из них он посвятил своему любимому коту и украсил, соответственно, буквой «К».
А на выставке в Пскове он отвёл несколько полок фуражкам, которые предназначены для того, чтобы посетители могли в них сфотографироваться. На открытии выставки Олег Кузеванов, по его же словам, чуть не сказал «Делайте с ними что хотите», но потом спохватился и просто широким жестом разрешил псковичам их трогать, чем первые посетители тут же с удовольствием воспользовались.
