Море врозь: Швеция решила бороться с «теневым флотом» России
Балтика становится еще одной горячей точкой в противостоянии Запада и России. В следующем месяце Стокгольм начнет жестче контролировать иностранные корабли в своих водах. Власти заявили, что это необходимо для того, чтобы бороться с так называемым теневым флотом России — судами, которые, по мнению Запада, помогают Москве продавать нефть в обход санкций. Пока ЕС и НАТО усиливают давление на Россию, она отвечает военными учениями в Балтийском море. Подробности — в материале «Известий».
Новый месяц — новые меры
Власти Швеции объявили о новых мерах против так называемого российского теневого флота. С 1 июля служба береговой охраны и морская администрация начнут собирать данные о страховке не только судов, заходящих в шведские порты, но и всех, кто проходит через территориальные воды и исключительную экономическую зону страны, говорится в пресс-релизе на сайте правительства.
Стокгольм усиливает надзор за иностранными судами в шведских территориальных водах в качестве меры по «противодействию» прохождению танкеров, якобы занимающихся перевозкой российских энергоресурсов. Нацелено это «на усиление безопасности на море и защиту окружающей среды», сообщается в публикации.
Премьер-министр королевства Ульф Кристерссон пояснил, что инициатива направлена на усиление шведского присутствия в Балтийском море и будет иметь сдерживающий эффект.
«Это также предоставляет Швеции и нашим союзникам важную информацию о судах, которая может быть использована в качестве основы для пополнения санкционных списков еще большим количеством судов «теневого флота», — сообщил он.
В свою очередь министр юстиции Швеции Гуннар Стрёммер подчеркнул, что речь идет не только о наблюдении, но и о противодействии судам с неясной собственностью, устаревшими техническими характеристиками и отсутствием легального страхования.
«Мы считаем, что эта мера должна оказать как превентивное сдерживающее воздействие на суда, входящие в российский «теневой флот», так и послужить основой для принятия других мер», — сообщил он.
Ситуация накаляется
В последнее время ситуация в районе Балтийского моря становится всё более напряженной. В конце мая начались маневры Балтфлота, в которых, как сообщили в его пресс-службе, участвуют 20 кораблей, около 25 самолетов и вертолетов, а также до 70 единиц военной и специальной техники. Сообщается, что экипажи выполняют задачи по борьбе с подводными лодками, отрабатывают защиту от безэкипажных катеров, а также проводят артиллерийские стрельбы по целям на воде и в воздухе.
Одновременно с этим 3 июня стартовали учения НАТО Baltops 2025 — традиционные маневры, которые проводятся в регионе уже более 50 лет.
К тому же в середине мая в Балтийском море произошел крупнейший за последнее время инцидент. Эстонские вооруженные силы попытались задержать нефтяной танкер под флагом Габона, который посчитали частью российского «теневого флота» и перевозящим подсанкционную нефть. Среди членов экипажа было четверо россиян, а также 17 индийцев и бирманцев.
Военно-морские силы Эстонии вместе с авиацией Североатлантического альянса потребовали от танкера Jaguar покинуть нейтральные воды, чтобы потом его задержать. Таллин угрожал судну тараном и пытался высадить десант. К провокации эстонские власти привлекли патрульный катер «Райу», патрульный корабль «Курвиц», десантный вертолет, а также самолет PZL M28.
Помимо этого, в операции участвовали самолеты МиГ-29 ВВС Польши. Судно при этом игнорировало атаки и продолжало движение в сторону порта Приморск. Попытки захвата прекратились, когда на горизонте появился российский истребитель Су-35.
Танкер в сопровождении буксира благополучно добрался до пункта назначения. Таллин обвинил Москву в нарушении воздушного пространства Эстонии, МИД страны вызвал временного поверенного в делах РФ, которому вручили ноту протеста. Министр иностранных дел республики Маргус Цахкна назвал случившееся прискорбным инцидентом, Москва обвинения Таллина никак не прокомментировала.
Инциденты с кабелями
В феврале издание Politico сообщало о планах Евросоюза по захвату нефтяных танкеров в Балтийском море, якобы связанных с РФ. В качестве обоснования они могли использовать международное право в области защиты экологии и борьбы с пиратством или же принять новые национальные нормативно-правовые акты.
Государства Балтийского региона уже давно пытаются нанести ущерб морскому судоходству. Этим, в частности, обусловлены постоянные жалобы на якобы диверсии с подводными кабелями, которые соединяют балтийские страны.
В октябре 2023 года серьезные повреждения получил газопровод Balticconnector, в результате страны заговорили о «российском следе», хотя впоследствии выяснилось, что аварию спровоцировало китайское судно, протащившее якорь по морскому дну.
В декабре прошлого года Финляндия задержала танкер Eagle S, следовавший из Санкт-Петербурга в Египет. Его заподозрили в причастности к повреждению подводного кабеля Estlink 2. Суд в Хельсинки арестовал корабль и находившийся на его борту груз. Впоследствии выяснилось, что судно не имеет никакого отношения к аварии и вместе с членами экипажа покинуло Финляндию.
Через месяц Стокгольм арестовал шедший под флагом Мальты корабль Vezhen, который следовал из РФ. Его также заподозрили в повреждении кабеля. В итоге выяснилось, что это «была непреднамеренная авария, обрыву проводов способствовало сочетание погодных условий, недостатков оборудования и навыков мореплавания».
Помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев заявил, что Британия вместе с другими странами Североатлантического альянса пытается навязать государствам Европы возможность арестов российских судов на Балтике якобы из-за угроз природе и инфраструктуре, но Москва тщательно отслеживает эти действия недружественных стран и готовит контрмеры.
Что думают эксперты
Руководитель группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский в беседе с «Известиями» отметил, что обсуждение этой темы началось еще пару лет назад.
— Однако меры по контролю — это достаточно сложный вопрос. Что такое контроль? Просто взять и подсчитать количество судов, которые идут в одну сторону, а потом в другую, загруженные уже чем-либо? Хотя в принципе это тоже пытаются отследить, — считает политолог.
По словам эксперта, тут есть несколько подходов. Первый заключается в том, чтобы останавливать суда по каким-либо формальным критериям. Однако сделать это будет довольно сложно.
— Если судно заходит в порт, то его могут без проблем задержать, но это в портах, заходить судам так называемого теневого флота в шведские порты нет никакой необходимости — ни технической, ни какой-либо иной. Через шведские воды суда так называемого теневого флота не идут. Теоретически они могут по какой-то причине зайти в шведские воды в проливах между Балтикой и Северным морем, но эти проливы называются Датскими. Там можно пройти несколькими путями, не сев на мель, и еще несколькими путями для судов с небольшой осадкой, — пояснил специалист.
К тому же, уточняет Дмитрий Офицеров-Бельский, эти суда находятся в собственности юридических лиц третьих стран, ходят под флагами Ганы, Белиза, Панамы, их очень условно можно отнести к России. По его мнению, действия Швеции можно воспринимать только как своего рода поддержку мер, которые в данный момент проводит Дания.
— У Копенгагена подход следующий: по отдельным конвенциям, дополняющим международное морское право, в частности, по Конвенции по Международному морскому праву от 1982 года, запрещено препятствовать проходу судов, — напоминает эксперт.
По словам Офицерова-Бельского, датчане пытаются найти способы обойти существующие нормы и конвенции. Например, если судно встало на якорь, то, значит, его можно задержать. К тому же Копенгаген пытается использовать вопрос экологичности судов, которые проходят с российскими нефтепродуктами через их территориальные воды. Когда этого сделать не получается, в ход идут другие методы, например, заявлять, что судно застраховано не у тех страховщиков, которые, по их мнению, вызывают международное доверие.
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов считает, что происходящее можно считать «репетицией полноценной морской блокады России».
— На Западе уже давно обсуждается возможность закрытия Балтики. После вступления Стокгольма и Хельсинки в Североатлантический альянс НАТО контролирует почти всё побережье, проводит регулярные учения и наращивает позиции. Под надуманными предлогами угроз для подводной инфраструктуры российскому судоходству чинятся разнообразные препятствия. Именно в этом регионе наиболее вероятно возникновение нового конфликта, — подытожил специалист.