В Пскове открылась выставка знаменитого советского художника, который подписывал свои работы чужим именем и нравился Полу Маккартни
Творчество этого художника высоко ценили Мстислав Ростропович, Майя Плисецкая и, например, Жак Ширак. Работы Игоря Майорова есть в личных собраниях Сергея Михалкова, Пола Маккартни, Валентины Терешковой.
Представленные в библиотеке на Конной произведения Майорова петербургский журналист, писатель и художник Ирина Дудина получила от его близкого друга и ученика Роберта Габитова.
Ирина Дудина лично представила свою коллекцию читателям библиотеки на Конной и рассказала, в какой атмосфере творил Игорь Майоров и среди каких людей он вращался.
Это «поколение дворников и сторожей», восьмидесятники, питерский андеграунд, в том числе поэты, художники, писатели и философы, многие из которых уже были или стали впоследствии очень известными и даже знаменитыми. Например, Андрей Битов, поэт Олег Григорьев (автор четверостиший про то, как «дети в подвале играли в гестапо»), митьки…
Игорь Майоров, по словам Ирины Дудиной, был «супермаргинальным» художником. Ведь его не приняли в Союз художников, хотя он уже в десять лет получил гран-при международного конкурса детских рисунков, который проходил в Индии в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, учился потом в знаменитой школе при Академии художеств и в Художественном училище имени Серова, где преподавала племянница Александра Блока, сразу оценившая его недюжинный талант.
Однако когда его младший брат Сергей, подросток, стащил портрет Ленина и из хулиганства выколол вождю мирового пролетариата глаза, мать Игоря уговорила его взять вину на себя. Так Игорь Майоров на три года оказался в колонии, которая изменила его судьбу. В тюрьме он освоил искусство чеканки, познакомился с людьми, которые ввели его потом в мир московской богемы, но также пристрастился к алкоголю и впоследствии вторично угодил за решётку из-за того, что взялся защищать знакомую пожилую женщину и ударил её обидчика по голове чайником. Правда, во второй раз сидел он недолго, ведь благодаря заступничеству космонавта Валентины Терешковой, которая тоже с ним дружила, это дело отправили на доследование и статью «преднамеренное убийство» заменили на «непреднамеренное».
«Про жизнь Майорова можно снимать сериал. Там вам и Шекспир, и Санта-Барбара», - рассказывала Ирина Дудина. Переехав в Москву, Майоров сблизился с Тарковским, создал огромное чеканное панно для ВДНХ, обрёл многочисленных поклонников своего таланта и стал зарабатывать своим творчеством большие деньги. Ведь он был чрезвычайно плодовит: мог за одну ночь создать до 200 работ. При этом писал он бесплатными красками с живописных комбинатов на самой дешёвой бумаге, в которую заворачивали селёдку, поскольку в те годы его мать работала в торговле. И при этом нередко копировал других художников и подражал им настолько убедительно, что его талантливые оммажи продавались как оригиналы.
Огромное влияние на Майорова оказал его друг, художник Анатолий Зверев, которого ещё в 60-е годы начали покупать солидные зарубежные музеи. Игорь настолько увлёкся творчеством Зверева, что создал немало произведений в его стиле и, по утверждению их общих друзей, даже подписывал их, как Зверев, – «АЗ».
Зачем Майорову было устраивать такие мистификации и «прятать своё лицо под чужой маской», неизвестно. Ведь Игорь Майоров был намного мастеровитее и образованнее Анатолия Зверева. Во всяком случае друг и ученик Игоря Майорова Роберт Габитов утверждает, что все переданные им Ирине Дудиной картины с подписью «АЗ» были на самом деле созданы Игорем Майоровым (хотя на выставке в библиотеке на Конной также можно найти листы, подписанный буквой «М» и словом «Майор»). Но поскольку официальную искусствоведческую экспертизу этих графических работ никто пока проводил, нам остаётся только полагаться на свидетельства людей, которые знали обоих художников и остались хранителями их наследия.
Оформлением и экспозицией выставки в библиотеке на Конной занимался Григорий Лютый. Он рассказал, что заинтересовался творчеством Игоря Майорова после того, как увидел его работы в одной псковской сидродельне, владелец которой, сам выходец из Ленинградской области, является поклонником творчества этого художника.
Ирина Дудина говорит, что Майоров действительно до сих пор чрезвычайно востребован и у профессионалов, и у любителей. Богатые люди с удовольствием коллекционируют работы Игоря Майорова, в его манере даже оформляют стены в элитных столичных ресторанах.
При этом первая персональная выставка этого художника состоялась только после его смерти, а умер он очень рано, поскольку подорвал здоровье алкоголем и непосильным трудом. Ведь он работал «как целый завод» и оставил после себя огромное количество произведений, которые сегодня очень непросто атрибутировать из-за того, что их автор был великим мистификатором и, похоже, мало заботился о собственной славе.
Но Ирина Дудина убеждена, что отличить настоящего Майорова от всех других художников его времени можно: «Его работы невозможно не любить. За эту живую манеру. За свободу дыхания. За колоссальное мастерство. Зверев более простой, таких сложных фигур у него не найдёшь. А с картинами Майорова хочется общаться. У них живые глаза!».
Выставка «Легкость фантазии, тяжесть бытия» будет работать в библиотеке на Конной до 23 февраля.
