Реанимируем камни. 5 дореволюционных памятников, которые получили шанс на возрождение в Барнауле
Они горели, разрушались и продавались годами, — часто за рубль. Но стойко ждали новых заботливых рук. Дождались. Расскажем о пяти памятниках культурного наследия, которые по закону обязаны восстановить и приспособить к современному использованию их владельцы.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Ресторан на первой электростанции
На берегу Ковша в начале XX века построили здание в неоклассическом стиле с изящными ризалитами, фронтонами и арками. И это не усадьба, а объект энергетики. Первая в городе электростанция на ул. Промышленной, 8, долгое время оставалась без заботливых владельцев и пока совсем не напоминает шикарный ресторан. Но это поправят.
Разговоры о восстановлении памятника шли еще с 2014 года. Ранее он принадлежал строительной компании «Сибирия», которая начинала готовить проект по сохранению электростанции, а в 2023‑м перешел к «Родным берегам» Юрия Гатилова.
В 2022 году руководитель мастерской «Классика» Александр Деринг отмечал, что арочное железобетонное перекрытие электростанции в плохом состоянии: во многих местах оно сильно прохудилось, где-то проросли клены. Для сохранения здания уже проводили ремонт крыши.
Сейчас проект реставрации от мастерской «Классика» — на историко-культурной экспертизе. На рендере можно оценить возможный вариант восстановления. Одно известно точно: светодиодной сетки на трубе не будет, чтобы не мешать восприятию исторического образа.
По прогнозам, завершить реставрацию могут к 300-летию Барнаула. И тогда здесь откроют ресторан, который пока носит ироничное рабочее название «Труба».
Но на этом инвестор останавливаться не собирается. Гости будущего заведения смогут выйти на набережную — с прогулочной зоной и парковой территорией с общественными пространствами. Ее планируют построить вдоль ул. Промышленной.
Дом Сухова — со львами и номерами
Кипит работа на ул. Льва Толстого, 33. Жилой дом, относящийся к наследию купца первой гильдии и почетного гражданина Барнаула Василия Сухова, реконструируют, перебирая по кирпичику. Приводят в порядок фасады и чинят скульптуры — один из грифонов уже вернулся с реставрации на место.
Сам внешний вид дома уже повод для исторической экскурсии. Архитектура самобытная: показывает переход от традиций классицизма к эклектике. Построили дом в середине XIX века, он видел разрушительный барнаульский пожар.
Обновленное здание будет стоять с крепкими монолитными железобетонными колоннами, приведенными в порядок перекрытиями, лестницами, кровлей, стропильной системой, цоколем, новой инженерной системой. Всю работу также ведут под надзором мастерской «Классика».
В 1990-е годы в памятнике находились магазины. После конструкции, по данным Алтайохранкультуры, здесь откроют гостиницу на 30 человек и ресторан.
Одно из зданий архитектурного комплекса — универмаг торгового дома «Сухов с сыновьями» уже восстановил предприниматель Евгений Лишин. Здесь работает пространство для общественных событий и фотосессий, а также кафе.
После пожара памятник стоял заброшенным и никому не нужным с 1998 по 2020 год, пока его не купили за 7,7 млн рублей. На первых этапах работ с территории торгового дома вывезли 160 КамАЗов мусора. Общая сумма инвестиций в проект превысила 130 млн рублей.
Это вам теперь не богадельня
Огромный памятник архитектуры на ул. Пушкина, 58, закрывают временным строительным ограждением. Бывшая богадельня, госпиталь раненных на фронтах двух мировых войн и штаб целой дивизии превратятся в респектабельное деловое пространство.
Памятник в «удовлетворительном состоянии» за 32,3 млн рублей на торгах приобрела компания «Сибирь-Контракт плюс». Ее директор Юрий Фриц объяснял покупку в основном прагматическими причинами: здание в центре города — привлекательный для бизнеса объект. Тем более крепость строения проверило время.
О наполнении обновленного памятника пока только думают. Первый этаж могут сдать в аренду под творческие мастерские, а на втором — обустроить офис.
Здесь уже разбирают ветхие конструкции. Вся реконструкция может занять около трех лет.
Феникс, а не дом Поскотинова
Образец неоклассической архитектуры начала XX века. Одно из немногих краснокирпичных дореволюционных зданий, сохранившихся после пожара 1917 года. Но в 2002-м он все-таки сгорел.
Уже более двух десятков лет случайный пешеход, повернувший на ул. Мало-Олонскую, видит красные стены и пустые окна, в которых просматриваются не интерьеры, а ветки деревьев и небеса.
Превратившийся в одну большую руину дом, казалось, уже никогда не перейдет из федеральной собственности в частные руки. Аукционы, предлагающие купить остатки культурного наследия за 1 рубль, не помогали. Возможно, потому что сначала покупателя обязывали разработать план реставрации за три месяца, а восстановить здание за 10 месяцев.
Только в 2025 году Росимущество увеличило сроки восстановления объекта до щедрых семи лет. И инвесторы стали появляться.
Во время последнего аукциона дом даже разыгрывали между тремя кандидатами. Выиграл барнаульский предприниматель, гендиректор компании «Редукционно-охладительные установки» Евгений Нагорнев. Он предложил 6,3 млн рублей. А теперь готовится спасать памятник.
До революции в здании находились контора, жилые и торговые помещения купца Василия Поскотинова, а также гостиница для крестьян — постоялый двор. В 1930-х годах один из этажей занял учительский институт — первый вуз Барнаула. В годы Великой Отечественной войны здесь был госпиталь. После перестройки — налоговая инспекция Центрального района.
Оставить след в истории — дом Петра Казакова
Подготовкой к реставрации памятника на ул. Пушкина, 45 занимается его новая владелица предпринимательница Екатерина Тюменева. Желая сделать для Барнаула что-то значимое, она выиграла на торгах дом Казакова, предложив 2,7 млн рублей.
Резные наличники, изящная угловая башня с кованой решеткой, деревянные стены — все хозяйке, по условиям торгов, нужно успеть восстановить за шесть лет. Пока с территории вывозят мусор. Для памятника готовят проект реставрации и приспособления. Подо что — пока неизвестно.
А что со «Спичкой»?
В начале весны 2025 года арендатора бывшего сереброплавильного завода — бар «Спичка» — попросили покинуть помещение.
Владелец здания Евгений Ракшин год назад сообщал о том, что идет проектирование. Петербургское архитектурное бюро «Люди Архитектс», которое работало над преображением Новой Голландии, начало заниматься планировочным решением «Спички».
Например, во второй плавильной фабрике планировали создать фуд-холл с 30 гастрономическими концепциями. Подобный тому, какой компания Ракшина открыла на Центральном рынке в Новосибирске.