Пётр Алейников и Борис Андреев
Борис Андреев и Пётр Алейников – кумиры зрителей, поймавшие одну жар-птицу на двоих. Актёры советского экрана, часто снимавшиеся в паре. Реплики обожаемых героев тут же уходили в народ.
Путь Андреева к славе лежал через Саратовский театр, где помимо таланта, он проявил находчивость. Когда в спектакле заклинило ружьё, "зарубил" партнёра саблей.
Борис Андреев, народный артист СССР:
– В театре я не проработал и сезона. Меня пригласили в картину "Трактористы", когда мы приехали с театром на гастроли.
Алейников шёл к успеху окольными путями. Оставшись без отца-кормильца, он отправился побираться от одной белорусской деревни до другой. Весельчак и искатель приключений бродяжничал по городам и весям, пока не оказался в Могилёвской детской коммуне. Перо жар-птицы он поймал, когда широкую улыбку весёлого беспризорника заметил гость коммуны товарищ Киров и посоветовал идти в артисты. Так вчерашний босяк Петя Алейников оказался в мастерской Сергея Герасимова.
Фильм "Семеро смелых" принёс ему всесоюзную славу. А спустя три года на съёмках "Трактористов" он познакомился с Андреевым.
Борис Андреев, народный артист СССР:
– Первый же человек, которого я встретил, был Пётр Алейников, который остался моим другом до конца своей жизни. Милый Пётр.
Ловцы птицы удачи так подружились, что чуть её не упустили. Однажды, изрядно выпив, Борис со словами: "Петя, была команда отбой", прошёл сквозь витрину мебельного магазина. Там друзья и заночевали. Очнулись в КПЗ, но протокол составлен не был – Андреев выпил чернила.
Приключения, о которых писали в газетах, отдаляли от шекспировских ролей, но делали ближе к народу.
К Андрееву приклеился образ силача-громилы, пока он не снялся в роли трогательного Саши с Уралмаша. Алейникову сменить амплуа не удалось. Роль Пушкина он считал лучшей, но зрители подняли его на смех, увидев во фраке. Как-то он сел в такси, сказав два слова: "Вокзал, Ленинград". Ошалевший от счастья шофёр довёз его прямиком до города на Неве. Он утопал в зрительской любви, а когда его не стало, оказалось, что у любимца народа нет званий.
Своё, положенное место на Новодевичьем кладбище ему уступил народный артист СССР Борис Андреев, сказав, что "Петька – он и есть народный!" А сам через 17 лет был похоронен на Ваганьковском. Они уже были не рядом, но в памяти зрителей остались неразлучными, держащими за хвост одну птицу удачи.