О Крыме ни строчки: поэт Сергей Есенин дважды был на полуострове
В Крыму ему нет памятника и даже почти нет упоминаний на мемориальных досках. Он поехал сюда за вдохновением, но не написал о Крыме ни строчки, кроме как в письмах. Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения самого русского поэта Сергея Есенина.
Подражая Пушкину
В Крым Есенин приехал, подражая Пушкину, надеясь на такое же вдохновение, которое пришло здесь к поэту. Если Пушкин увидел прекрасные брега Тавриды с корабля, то девятнадцатилетний Есенин прокатился по полуострову – он прибыл в Севастополь поездом и увидел севастопольские бухты с суши."Дорогой папаша! Я в Севастополе. Дорога была чудная. Места прекрасны. Только солнце встает и садится здесь по-иному. Не могу понять, где наша сторона. Сейчас пойду гулять к морю с 9 часов утра до 2-х часов дня, а потом еду в Ялту. Севастополь мне очень нравится, особенно у набережной, где памятник Нахимову", - пишет он семье.
Где в Севастополе жил юный поэт – неизвестно, но, как и обещал, из города русской славы он направился на Южный берег, где, судя по второму письму отцу, "расположился как нельзя лучше":
"У окон моей комнаты расстилается море, а за воротами дома чудные и величественные горы. Житье здесь славное и недорогое, а за работу примусь послезавтра. Дорога была не из приятных. Когда вышли из Севастополя, в нас хотели стрелять из миноносца. Все вышло по недоразумению. Наш капитан не ответил на три сигнальные выстрела. Был ветер, на море волны, и не было слышно. Пока все хорошо. Комната 10 рублей".
По адресу на конверте краеведы определили, что Сергей Есенин квартировался на нынешней улице Дражинского, 30.
На следующий день по приезду поэта в "город счастья" Германия объявила войну России, в стране вводится военное положение, с курорта люди спешно едут домой и настроение поэта, само собой, меняется. Настроение у него хуже некуда: "Тоска ужасная, так и хочется плакать".
"Дорогие родители! Кланяюсь я вам и желаю всего хорошего. Папаша! Письмо я твое получил. Ты пишешь, когда я приеду в Москву, я готовлюсь ехать каждый день. Оставаться в Ялте опасно, все бегут. Вследствие объявленного военного положения в Севастополе тут жить нельзя. Я бы и сейчас уехал, да нельзя. Все приостановлено. Теперь найму автомобиль до Симферополя со своими товарищами и поедем в Москву. Дела очень плохи. Никуда нельзя съездить. Почта большие пакеты не принимает. Я только выручил себя на стихах в ялтинской газете. 30 к(оп.) за строчку. Кругом паника. Недавно я выступал здесь на одном вечере. Читал свои стихи. Заработал 35 рублей. Только брал напрокат сюртук, брюки и башмаки, заплатил 7 рублей", - летит очередное письмо в Москву.
Газеты со стихами молодого Есенина историки и литературоведы разыскивали больше века, но так и не нашли, как и любого упоминания о его пребывании в Севастополе и Ялте.
Поэт Сергей Есенин
Вырваться из Ялты поэту удалось в середине августа. Причем помогла ему его гражданская жена – Анна Изряднова. На юг поэт приехал без нее, оставив жену дома в положении.
До замужества Анна Изряднова работала корректором в типографии Сытина, где трудился и сам Есенин – сначала грузчиком, а потом помощником корректора. Именно Изряднова помогла ему напечатать первые стихи.
"Ко мне очень привязался, но требователен был ужасно, – вспоминала Анна. – Настроение было у него упадочное: он поэт, а никто не хочет его понять, редакции не принимают, и отец журит. Мол, надо работать, а он стишки пишет. Все жалование тратил на книги, нисколько не думал, как жить".
Летом 1914 года Есенин оставил работу и уехал на отдых в Крым один. Изрядновой и пришлось собирать деньги на его возвращение. Когда поэт вернулся, он почти сразу стал жить отдельно от Изрядновой и рожденного в декабре маленького сына Юрия, у товарищей, а в марте 1915 года уехал в Петроград в погоне за писательской славой.
Санитар "по блату"
Второй приезд Есенина в Крым пришелся на середину Первой мировой войны. И это снова был поезд.В апреле 1916 года поэт напишет своему другу Мурашеву: "Еду в Крым. В мае ворочусь. Живи, чтоб всем чертям было тошно, и поминай меня. Поезд сегодня уходит в 6 ч. Письма сбереги".
Литератору несказанно повезло – Есенин служил не в окопах, где мог бы погибнуть на заре своей поэтической карьеры, а в санитарном поезде. Туда "по блату" его устроили его друзья-поэты Николай Клюев и Сергей Городецкий.
Полковник лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Николаевич Ломан, кроме многих прочих должностей, был уполномоченным по полевому Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. По воспоминаниям сына полковника Юрия Ломана, однажды в конце января 1916 г. "денщик Роман Фролов доложил: "Клюев просит его принять, а с ним еще какой-то молодой"… На этот раз Клюев был не один. С ним пришел молодой кудрявый блондин в канареечного цвета рубахе и русских цветных сапогах на высоченном каблуке. Я на него глянул, и мне показалось, что этот парень похож на Ивана-царевича, словно он только сошел с серого волка… Когда гости ушли, я спросил у отца, кто этот молодой парень? "Крестьянский поэт-самородок, рязанец, Сергей Есенин"".
Поэты Сергей Есенин (слева) и Николай Клюев.
Другим человеком, просившим за Есенина, был Григорий Распутин. Сохранилась его записка Ломану: "Милый, дорогой, присылаю тебе двух пареньков. Будь отцом родным. Ребята славные, особливо этот белобрысый. Ей Богу, он далеко пойдет".
Так поэт стал санитаром. Работа была не из легких – и физически, и морально, зато жизнь его опасностям подвергалась меньше, чем у других призывников. Кроме того, служба в санитарном поезде позволяет ему посещать литературные салоны и выступать на концертах.
В обязанности Есенина-санитара входил уход за ранеными и больными в пути: кормление лежачих и грязное белье, утки и списки раненых. Работа не очень тяжелая, но грязная.
В конце апреля 1916 года санитарный поезд с ранеными вышел из Царского Села и доставил их на долечивание в госпитали Евпатории. В южный город он прибыл ночью 1 мая по старому стилю.
Русские поэты Сергей Есенин (слева) и Сергей Городецкий. 1914 г.
Из Евпатории путь поезда - в Севастополь, где его посетила великая княгиня Ксения Александровна, сестра Николая II. Поэт присутствовал при ее визите. До этого или после Есенину состоварищи удалось на несколько часов отлучиться, взобраться на Малахов курган и осмотреть город с легендарной высоты.
Это было второе и последнее посещение Крыма в жизни поэта. После возвращения 16 мая в Царское Село Есенин перенес операцию аппендицита, а потом получил краткосрочный отпуск в родную деревню.
"Есенинская" скамья на набережной Ялты
Мифическая скамья
Некоторые экскурсоводы вводят туристов в заблуждение, рассказывая и даже показывая на скамью под огромным платаном недалеко от ялтинской набережной. Мол, на этом самом месте романтические вечера проводили Есенин и Айседора Дункан в 1923 году.Дункан и правда была в Ялте и ждала Есенина, но он так и не приехал в Крым в третий раз. 46-летняя танцовщица Айседора в рамках гастрольного турне жила в ялтинской гостинице "Россия". Поэт слал ей письма из Москвы: "Milaia Isadora! Ia ne mog priehat potomuchto ochen saniat. Priedu v Yaltu. Liubliu tebia beskonechno. Tvoi Sergei". Поэт не знал английского, Айседора – русского, и Есенин считал, что русские слова, написанные латиницей, его "Изадора" поймет лучше.
А однажды, по возвращении с прогулки, Дункан вручили телеграмму не от Есенина: "Писем, телеграмм Есенину больше не шлите. Он со мной. К вам не вернется никогда. Галина Бениславская".
Айседора ответной телеграммой потребовала от возлюбленного объяснений. И они не заставили себя долго ждать: "Ялта, гостиница Россия. Айседоре Дункан. Я люблю другую, женат и счастлив. 13 октября 1923 г. "
С Галиной Бениславской он познакомился еще до встречи с Дункан. Она стала заниматься его издательскими делами, он даже некоторое время жил у нее в квартире, что не мешало ему иметь отношения с другими женщинами, а потом снова возвращаться к Галине.
Ни одна из женщин Есенина в итоге не была счастлива с поэтом – ни мать его первого ребенка Анна, ни Дункан, ни другие многочисленные возлюбленные, ни Галина Бениславская, которая в 1926 году покончила с собой на могиле поэта, оставив записку: "В этой могиле для меня все самое дорогое".
Памятник Сергею Есенину, установленный в день 80-летия со дня рождения поэта - 2 октября 1975 года в Рязани, на берегу реки Трубеж, недалеко от рязанского Кремля