Петр Махров: почему царский генерал просился в Красную Армию рядовым
История Гражданской войны в России — это не только история противоборствующих сторон, но и трагедия тысяч людей, вынужденных делать выбор. Судьба генерала Петра Махрова — яркий тому пример: офицер царской армии, белый эмигрант, он в час величайшей опасности для Родины попытался встать в ряды её защитников.
От юнкера до генерала
Петр Семенович Махров родился в 1876 году, и, несмотря на скромное происхождение (его отец был лесничим), он выбрал для себя военную стезю. Окончив Виленское пехотное юнкерское училище, он проявил себя как способный офицер и был принят в престижную Николаевскую академию Генерального штаба. Ещё во время учебы, узнав о начале русско-японской войны, он рвался на фронт добровольцем, что говорило о его горячем патриотизме.
Окончив академию в 1907 году, он долгие годы служил в пехотных полках, и лишь в 1917 году получил звание генерал-майора. После революции, как и многие его сослуживцы, Махров оказался перед тяжелейшим выбором. Его родной брат Николай служил у красных, и сам Петр Семенович не горел желанием участвовать в братоубийственной войне. Однако в итоге он присоединился к Белому движению, служил в Крыму, а позже, уже в чине генерал-лейтенанта, представлял интересы армии Врангеля в Польше.
Эмиграция и нападение Германии
В 1924 году, «ввиду стесненных материальных возможностей», Врангель освободил Махрова от должности. Началась жизнь эмигранта. Семья перебралась во Францию — сначала в Париж, а затем в Канны. Бывшему генералу, как и тысячам других русских изгнанников, пришлось перебиваться случайными заработками: он преподавал языки, публиковал статьи в эмигрантской прессе. Казалось, эта тихая и трудная жизнь на чужбине станет его окончательным уделом.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
В общем до 1941 года Петр Махров жил вполне спокойно. Однако, когда грянула Великая Отечественная война, он не смог остаться равнодушным к судьбе своей родины. Как вспоминал сам Махров, слова которого приведены в издании «Славные имена Белой Руси. Белая гвардия Белой Руси», нападение Германии до такой степени его потрясло, что уже на второй день войны он направил на имя советского посла во Франции Богомолова сообщение с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии «хотя бы рядовым». Видимо, Махров понимал, что бывшему белому военачальнику рассчитывать на что-то большее не приходилось.
Арест и его последствия
Однако вместо фронта Петр Семенович оказался за решеткой. Дело в том, что письмо Махрова попало в руки сотрудников немецкой разведки и было, как выразился сам военачальник в свои мемуарах «В Белой армии генерала Деникина», было процензурировано. 19 августа 1941 года Махрова взяли под стражу и поместили в тюрьму в Ницце. Впоследствии он был переведен в лагерь Вернэ. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы за Махрова не вступился французский генерал Ниссель, сотрудничавший с ним в Польше. Именно по прошению Нисселя в декабре того же 1941 года Петр Семенович был выпущен на свободу.
Впрочем, патриотический порыв все-таки имел неприятные для Петра Махрова последствия: в частности, он был лишен эмигрантского статуса. Только к концу 1940-х годов ему удалось восстановить свои утраченные права. К тому моменту война с гитлеровской Германией уже закончилась, поэтому Махрову ничего не оставалось, как заняться написанием воспоминаний, которые в начале девяностых годов были опубликованы и в России. Однако сам Петр Семенович на родину так и не вернулся: он умер в Каннах в 1964 году в возрасте 87 лет.
