Московская синеклиза: почему Москва стоит на «депрессии»
Наша столица кажется воплощением молодости и динамики. Но её бурлящая жизнь длится лишь миг в масштабах истинного возраста этого места. 900 лет Москвы — ничто в сравнении с древностью её геологического фундамента, который начал формироваться миллиарды лет назад. За сложными терминами вроде «кембрий» или «протерозой» скрывается удивительная история, и один её факт поражает больше других: вся Москва покоится на гигантской… депрессии.
Депрессия? Но это совсем не грустно!
Не спешите искать аналогии с унынием. В языке геологов «депрессия» — это просто понижение, чаша земной поверхности. Такие впадины бывают и на суше, и на дне океана. А наша, Московская, — особенная. Она относится к типу «синеклиз» — это громадные, плавные прогибы древнего фундамента континента, похожие на блюдце. Их «крылья» могут тянуться на тысячи километров, а глубина достигать нескольких километров.
Московская синеклиза — это и есть та самая геологическая чаша. Её размеры поражают: около 1000 на 450 километров. Она охватывает не только столичный регион, но и простирается до земель Воронежа на юге, Беларуси на западе, Прибалтики на севере и Волги на востоке.
Рождение чаши: От Байкала до первого моря
Эта гигантская впадина зародилась в седой древности. Около 650 миллионов лет назад, в эпоху, которую геологи называют байкальской складчатостью, незыблемый фундамент будущей Восточной Европы поддался чудовищному давлению и прогнулся. На месте равнины образовалась глубокая котловина. В неё хлынули воды с севера — так родилось древнее Московское море.
Мужчины, которые берут фамилию супруги: что с ними не так
Оно было капризным. Климат менялся: в девонском периоде (около 400 млн лет назад) здесь царила тропическая жарь, а тёплые лагуны кишели жизнью. Потом море отступало, превращая край в пустыню, и наступало вновь. Лишь к юрскому периоду (145 млн лет назад) вода покинула Подмосковье окончательно, часть её уйдя в глубокие подземные резервуары. А уже к ледниковому периоду начал формироваться знакомый нам ландшафт.
Древнее наследие: Что геологическая депрессия дала москвичам сегодня
Казалось бы, что за дело жителям современного мегаполиса до этих движений платформы, прогибов и затоплений, происходивших миллиарды и миллионы лет назад? Однако, это мнение очень поверхностно. Древние изменения ландшафта и климата одарили людей множеством благ.
Морские отложения, останки миллиардов живых организмов, подвергавшиеся на протяжении целых геологических эпох сдавливанию, перемалыванию волнами и ветром, стали в наши дни залежами полезных ископаемых.
В Подмосковье имеются запасы каменного угля и известняков – наследие лесов и водоемов эпохи карбона. Местным углем топят печки с XVIII века, а известняки активно используют в строительстве. Подмосковный известняк применялся при строительстве комплекса на Манежной площади, при возведении многих мостов через Москву-реку.
Огромное промышленное значение имеют залежи кварцевого песка, который незаменим для производства стекла.
И, наконец, гигантский источник минеральной воды – это древнее подземное Московское море. Отсюда качают известную многим «Московскую минеральную», по составу близкую к знаменитым Ессентукам, на базе этой древней морской воды работают многие подмосковные санатории и даже Московский олимпийский центр водного спорта.
