Читалка филолога Натальи Першиной: американская «трагедия успеха», уроки финансовой грамотности по-вавилонски и роман Водолазкина
Джек Лондон, «Мартин Иден»
Книгу Джека Лондона я перечитала по совету Валентины Паевской, детского нейропсихолога и клинического психолога. Эта книга интересна для меня с точки зрения отношения к работе, а также того, как человек справляется с жизненными трудностями, проживает их. Конечно, я уже читала «Мартина Идена», но мне было очень приятно вновь погрузиться в эту историю, ведь с возрастом по-новому смотришь на многие вещи и иначе их осмысляешь.
Джек Лондон делает свой роман отчасти автобиографическим. Многое из того, что автор описывает в произведении, он испытал сам.
В основе сюжета лежит путь простого матроса к вершинам писательской славы. Главный герой романа – очень интересный персонаж, вызывающий сочувствие и желание помочь. Больше всего меня привлекла искренность Мартина Идена, его упорство и вера в себя. Даже когда все отвернулись от него, он продолжил работать, писать, верить. Умение не опускать руки, падать, но подниматься и идти дальше, отказывать себе во всем ради главной цели – эти качества очень воодушевляют и мотивируют.
Однако Мартин разочаровывается в жизни, его больше не привлекают ни идеалы, к которым он стремился, ни то, чего он достиг. Герой чувствует лишь одиночество и тоску. В итоге – трагический добровольный уход из жизни.
До последнего хочется верить, что Мартин выживет, вернётся к девушке, которая его ждала и была предана ему, и которая, возможно, утешила бы его. А может быть, они смогли бы создать семью, у них были бы дети…
Такие книги, как эта, стоит читать, чтобы уметь преодолевать трудности, справляться с неудачами и идти дальше. Это очень важно в наше время, особенно для предпринимателей. Сюда же, к слову, можно отнести трилогию Т. Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик».
Джордж Клейсон, «Самый богатый человек в Вавилоне»
Джордж Клейсон – американский писатель начала XX века, автор многих очерков по экономике и финансам, написанных иногда в форме притч.
В основе сюжета этой книги лежат притчи о жителях древнего Вавилона, попадающих в разные жизненные ситуации. Безденежье, рабство и выход из него, откладывание 1/10 заработка «только на себя», упорство, мужество, умение считать, умение копить, умение становиться богатым. Источником вдохновения для написания произведения Клейсону послужили клинописные таблички, найденные археологами в Месопотамии. Они содержали мудрость торговцев и ростовщиков того времени.
Образы персонажей прописаны в книге не очень детально, но вот их действия, поступки и мысли дорогого стоят. Умение распоряжаться своими деньгами, жить по средствам и при этом грамотно откладывать на будущее ярко обрисованы в каждой притче.
Повествование ведется от лица вымышленного персонажа — Аркада, бедного писца, который стал самым богатым человеком в Вавилоне. В некоторых притчах об Аркаде рассказывают его менее удачливые друзья детства. Центральной частью книги можно считать перечисление семи принципов, которые Аркад предлагает жителям Вавилона для преодоления бедности. Кроме них в книге можно найти «пять законов золота», предписывающих грамотное обращение с деньгами.
Многое в книге Джорджа Клейсона для меня было интересным и полезным. Я даже составила краткий конспект с советами из книги и планирую начать претворять их в жизнь: «деньги должны работать», «заставьте свое золото умножаться», «труд приносит богатство» и т.д. Конечно, многие из советов – известные всем прописные истины. Но сказанные по-другому, в новом свете, они начинают играть новыми красками.
Евгений Водолазкин, «Авиатор»
«Авиатора» принесла прочитать наша няня. Она знала, что я уже знакома с романом этого автора «Лавр» и хотела «показать» мне другого Водолазкина, в совершенно ином свете.
Евгений Водолазкин не только писатель, победитель премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», но и доктор филологических наук. Сюжет романа «Авиатор» очень необычный, его можно отнести к жанру научной фантастики. Это рассказ об авиаторе Иннокентии Платонове, отбывающем срок на Соловках в советское время, которому предлагают в качестве альтернативы смерти стать «подопытным кроликом» и пройти процедуру криозаморозки с тем, чтобы, возможно, быть «размороженным» когда-нибудь в отдаленном будущем.
Есть какая-то особая прелесть в людях «той» эпохи и, мне кажется, Евгению Водолазкину удалось передать ее через своего героя. Не зря им восхищается Настя, девушка из современности, прикоснувшаяся к живому воплощению дореволюционной России и буквально почувствовавшая дыхание безвозвратно ушедшей эпохи.
Мне Платонов, безусловно, импонирует (гораздо больше, чем предыдущий герой Водолазкина Лавр). Очень близки оказались мне воспоминания Иннокентия о Соловках. В одной из экспедиций на Север во время учёбы на филфаке МГУ мы побывали и на печально известной Секирной горе, на Заяцких островах, прошлись по монастырю… Все эти места описаны в книге. И вновь содрогаешься при мысли о том, до чего были доведены люди, какой ужас творился в нашей стране.
Сравнивая два произведения Евгения Водолазкина – «Лавр» и «Авиатор» – могу сказать, что второе мне понравилось намного больше первого. Совершенно разные романы, сюжеты, герои. Но почему-то Лавру я «не верю» (выражаясь языком К. С. Станиславского), а Платонову верю. Он для меня более искренний, настоящий и живой.
Этот роман про хрупкость бытия и необходимость ценить настоящий момент и людей, которые нас окружают. Про умение оценивать обстановку и думать, что, где и кому говоришь. Про то, что нужно оставить след после себя. И хотя в книге открытый финал, но есть надежда, что ребенок Платонова в утробе Насти вскоре продлит эту тонкую ниточку, свяжет две эпохи, два мира, два бытия. Чуть позже планирую посмотреть недавно вышедшую экранизацию романа – интересно будет сравнить впечатления от книги и фильма.
Я люблю выписывать понравившиеся цитаты, делать закладки и пометки в электронных книгах. А потом по настроению возвращаюсь к ним, перечитываю. Люблю «посмаковать» какую-нибудь мысль, обдумываю ее. Из «Авиатора» мне понравились такие строки: «Я позже в жизни наблюдал, что одинокие люди чувствуют тоньше и приближение перемен замечают раньше других».
