Луч надежды для жителей бараков
В начале этой осени правительство Свердловской области утвердило адресную программу переселения граждан из жилья, признанного аварийным после 1 января 2017 года. Цена вопроса – почти 800 миллионов рублей: из Фонда развития территорий, областного и местных бюджетов. На них следует приобрести 7,8 тысячи квадратных метров в 12 муниципальных образованиях.
Переселению до конца 2026 года подлежат 434 человека, самая большая группа "отселенцев" (85 человек) приходится на Тавдинский округ, самая маленькая (10) – на Первоуральск.
Новые квартиры им должны дать в недавно построенных домах, соответствующих четкому набору критериев: стены из кирпича или железобетона, подключение к центральным сетям водо-, тепло- и электроснабжения, наличие квартир в чистовой отделке под ключ, приспособленные для инвалидов лифты, санузлы внутри квартир, благоустроенная придомовая территория.
Аварийный дом в Артемовском
В регионе на 1 января 2017 года значилось 4,1 миллиона квадратных метров аварийного жилья, большая часть которого (81%) была построена в 1946–1995 годах. За период 2019–2024 годов благодаря региональной программе с карты области исчезло около полумиллиона квадратных метров авариек, 31 тысяча свердловчан получила благоустроенное жилье.
По новой программе в Ирбите под расселение попало 8 из 52 домов, имеющих аварийный статус, а в Асбесте (27 аварийных домов) и Дегтярске (70 аварийных домов) взято всего по одному адресу. Стоит отметить, что некоторые из объектов построены в прямом смысле при царском режиме: в программу попали два дома 1878 и 1899 годов постройки в Ирбите на улице Карла Маркса и один 1870 года (!) – в поселке Ертарском Тугулымского муниципального округа.
Средства расписаны по двум статьям: возмещение собственникам сносимого жилья (572,4 миллиона рублей) и приобретение жилых помещений в домах, уже введенных в эксплуатацию (218 миллионов рублей). Как следует из ответа регионального минстроя на запрос "Уралинформбюро", бюджетные расходы формировались нормативно-количественным способом (площадь × стоимость квадратного метра). Нормативная стоимость "квадрата" по области составляет 102 552 рубля.
В Асбесте 27,5 миллиона рублей разделят на 20 человек (в среднем по 1,3 миллиона рублей на переселенца), в Тавде – 120,6 миллиона рублей – на 72 человека (по 1,6 миллиона), а на одного ирбитчанина при такой арифметике перепадет всего по 1 миллиону рублей.
Дом на улице Карла Маркса в Ирбите построен еще при царском режиме – но расселять его решили только сейчас. Фото: "Яндекс.Панорамы"
С новостройками в муниципалитетах – получателях субсидий полный швах. Причины напомнила завсектором Института экономики УрО РАН Светлана Котлярова: это отсутствие спроса, низкая платежеспособность населения, инфраструктурные ограничения, отсутствие интереса к глубинке у девелоперов. Кроме того, заложенных в программе 800 миллионов рублей явно не хватит ни для покупки квартир в домах с высоким классом энергоэффективности, ни тем паче для строительства 7,8 тысячи квадратных метров таких домов, уверена председатель комитета по строительству и недвижимости Уральской торгово-промышленной палаты Татьяна Деменок.
После 2019 года относительно современные жилые дома вводились только в Нижнем Тагиле (9 домов), Первоуральске (3), Кушве (3), Ирбите (2), Нижней Туре (1) и Дегтярске (1). В массе своей это трех-, четырехэтажные, редко – восьми-, десятиэтажные строения. А высокий класс энергоэффективности имеют и вовсе единицы новостроек. Они находятся в Ирбите (Стекольщиков, 4), Нижнем Тагиле (Тимирязева 75, Новостроя, 21, Вагоностроителей, 39, Свердлова, 26, шоссе Черноисточинское, 26), Качканаре (Чехова, 52), Кушве (Южный, 1).
Предоставляемый жилфонд по площади в три (!) раза меньше отселяемого (2116,50 "квадрата" против 7838). А в ряде муниципалитетов вариант "жилье за жилье" не предусмотрен вообще. Так, ноль квадратных метров получат переселенцы в Нижнем Тагиле, Дегтярске и Ревде – им лишь выдадут средства на самостоятельную покупку квартиры. В Асбесте новая квартира достанется только одной семье, причем скромной площади – 43 квадратных метра.
Ирбитские новостройки в большинстве своем не превышают трех этажей. Фото: "Яндекс.Панорамы"
По мнению экспертов "Уралинформбюро", при всех минусах иной альтернативы для глубинки сегодня нет.
"Темпы переселения в Свердловской области являются достаточно высокими, если исходить из средних показателей по России, – отметил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. – Новая программа предусматривает расселение 28 домов всего лишь за один год".
Светлана Котлярова также признает, что такие программы нужны – хотя и решают проблему точечно: "Необходимо изменение политики по обновлению жилищного фонда, реализуемой в настоящее время, возможно, за счет программы капремонта несущих конструкций домов, либо программ ускоренного сноса непригодного для проживания аварийного жилья и жилья с отсутствием базовых коммунальных удобств".
"Программы расселения аварийного жилья не только помогают решать социальные вопросы, но и способствуют пробуждению хоть какого-то интереса строительных компаний к малым городам, – отметила Татьяна Деменок. – При этом желательно возводить в населенном пункте не один или два дома, а жилые комплексы. Только тогда можно говорить о решении жилищного вопроса и устройстве благоприятной среды обитания для людей".
Девелоперы охотно берутся за проекты КРТ в Екатеринбурге. Когда же зайдут в глубинку?
В Екатеринбурге обновление старого жилфонда сегодня идет в рамках комплексного развития территорий. В программы КРТ постепенно включаются и другие города – Верхняя Пышма, Березовский, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Ревда и Сысерть. Подходит ли этот инструмент для менее развитых муниципалитетов – хотя бы в отдаленной перспективе?
Появление развитого рынка новостроек в малых городах маловероятно, считает Антон Глушков. Для привлечения на такие территории инвесторов необходимо создавать новые рабочие места и поддерживать инфраструктуру на современном уровне. Это увеличит приток новых жителей в муниципалитеты и подстегнет интерес бизнеса к "неперспективным" площадкам.
"КРТ пока возможно только в крупных городах с высокой покупательной способностью населения, развитым жилищным строительством и высокой конкуренцией среди застройщиков, – напомнила Татьяна Деменок. – Для того чтобы внедрить КРТ в малые города, необходимо создать много условий, в том числе строительство социальной и инженерной инфраструктуры".
Подстегнуть интерес к малым городам может реализуемая в России программа субсидирования кредитов для застройщиков, уверена Светлана Котлярова. При этом почему бы не возложить часть нагрузки по строительству жилья на крупные промышленные компании, обязав их строить жилье на территориях присутствия в обмен на налоговые послабления?
Евгений СУСОРОВ