Андрей Смирнов выпустил книгу «Мемориальные доски Ростова-на-Дону»
Мечту отца осуществил сын – Андрей Владиславович Смирнов. Он продолжает краеведческие исследования, вписывает в летопись родного города новые страницы, фиксируя события, даты, факты из жизни Ростова и его жителей.
В книге «Мемориальные доски Ростова-на-Дону» собран богатейший материал для краеведов, историков, да и просто для людей, с интересом и любовью относящихся к жизни Города. До того не было систематизированного единого списка мемориальных досок, укрепленных на стенах жилых домов, общественных зданий, учебных заведений.
– Он и сейчас, в нашей книге, далеко не полный, – говорит Андрей Владиславович. – Уже после того, как книга ушла в типографию, я обнаружил сведения еще о двадцати с лишним мемориальных досках. Так что книгу придется дополнять.
– Вы говорите: «обнаружил сведения». А где и как вы их находите?
– Это может быть где угодно. О неизвестных мне мемориальных досках могут написать ростовчане. Я сам, когда хожу по улицам, особенно в тех районах, где бываю редко, внимательно всматриваюсь в дома, нахожу доски и там. Перелопачиваю информацию в интернете, в библиотеке. Свою помощь предлагают знакомые, друзья… Что-то пытаюсь «вытащить» из детской памяти. Удивительно, но мемориальные доски запомнились мне очень хорошо. Многих уже нет…
– У вас в книге есть целый раздел про утраченные доски.
– Да, я их насчитал 83. Но этот список – тоже неполный. К сожалению. Многие из этих досок утрачены навсегда. Например, рушат старый дом, и в голову никому не приходит, что укрепленную на нем мемориальную доску нужно сохранить: она имеет историческую ценность, это – память всего городского сообщества о людях и событиях Ростова. Вот на Шаумяна, 58 была памятная доска о том, что в этом доме жила когда-то Фея Балабина. Великая балерина, солистка Мариинского театра, балетмейстер. Ростов ей гордился. Дом обветшал, доска куда-то делать.
Не повезло в этом смысле Алексею Максимовичу Горькому. Были в Ростове памятные доски, отмечавшие места, где Горький работал грузчиком, останавливался на ночлег. Одна из них была на здании Ростовского порта на Береговой, другая – на доме по улице Донской. Обе не сохранились. Кое-что спас Александр Кожин – руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Может быть, со временем мы придем к осознанию того, что нужно отмечать даже место, где когда-то стоял старый дом, связанный с легендарной личностью или каким-то историческим событием. И это будет правильно.
Книга, посвященная мемориальным доскам, есть и в Москве. Но там она составлена, если можно так выразиться, по географическому принципу. В книге Смирнова материалы объединены по-другому.
В отдельный раздел собраны мемориальные доски, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Есть раздел о выдающихся ростовчанах – государственных, военных, общественных деятелях, представителях науки, культуры, медицины, спорта. Разделы с говорящими названиями: «Архитектура города», «Имена ростовчан на карте города», «Исполняя воинский долг».
Последний раздел объединяет памятные доски, укрепленные на школах, где учились герои локальных конфликтов, участники СВО. И здесь списки – далеко не полные.
Андрей Владиславович продолжает собирать сведения о мемориальных досках Ростова. Будет, уверены, и второй том, а со временем – третий. Эта книга – своеобразный путеводитель, надо только уметь ее прочесть.
«Вы идете по городу… Взгляд скользит по фасаду здания. Замедлили шаг, и вот уже проступает в мыслях прошлое: судьбоносное событие, значительное явление, имя выдающегося человека… В любом случае это – голос, обращенный к вам. Гуляйте чаще по городу сами, а особенно с детьми. А потом ищите в книгах дополнительную информацию…» – написала в обращении к читателям заслуженный работник культуры РФ, журналист Елена Смирнова.
Экземпляр книги «Мемориальные доски Ростова-на-Дону» Елена Петровна передала в музей города Ростова-на-Дону. Чтобы этот музей в городе появился, семья Смирновых сделала все возможное. О его создании мечтал Владислав Смирнов. Елена Смирнова при поддержке единомышленников добилась, чтобы музей появился. И теперь к его экспонатам прибавилась книга, написанная Смирновым-младшим.