«Интерфакс»: указы президента могут приравнять к актам валютного законодательства
Согласно подготовленным поправкам, глава государства сможет вводить прямые запреты, лимиты на объемы валюты, регулировать сроки и валюту платежа и так далее. В чем смысл расширения полномочий?
Минфин разработал законопроект о праве президента «напрямую» регулировать валютную сферу, пишет «Интерфакс» со ссылкой на источник. Согласно поправкам в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», указы президента будут приравнены к актам валютного законодательства. Глава государства сможет вводить прямые запреты, лимиты на объемы валюты, регулировать сроки и валюту платежа, устанавливать требования о получении специальных разрешений и так далее. К чему это изменение? Мнение старшего партнера международной консалтинговой компании STREAM Сергея Матюшенкова:
Сергей Матюшенков старший партнер международной консалтинговой компании STREAM «Мне кажется, что с точки зрения государства это делается для упрощения регулирования, чтобы президент напрямую указами мог сильнее влиять на эти вопросы. При этом и до предполагаемых изменений были ограничения, которые в том числе вводились и указами президента, например, по поводу перечислений нерезидентам денег, распределения прибыли компаний с иностранным участием и так далее. Вполне возможно, решили таким образом упростить процедуры. При этом для того, чтобы точно понимать, что именно и как будет регулироваться, нам необходимо почитать полностью проект закона, его пока в общем доступе нет. Ну хорошо, если не будет полномочий у президента, будут те же самые законы через Госдуму. Проведут этот закон, это займет немного больше времени. Если бы, наоборот, передали куда-то вниз по вертикали, и что? Утрирую, конечно, да, что какое-нибудь подразделение Министерства финансов могло бы в одностороннем порядке вводить такого рода запреты и ограничения, это бы точно насторожило. Но я не думаю, что это может затронуть розницу обычных граждан. Я думаю, что это скорее все-таки в отношении операций, связанных с валютной выручкой, с крупными суммами, которыми оперирует бизнес».
О возможном нововведении рассуждает директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Всякий перевод законодательного регулирования в такой ручной режим, мне кажется, может делаться из двух соображений. Первое соображение — это оперативность, когда необходимо ускорение каких-то процедур. И второе соображение — это ручное управление, когда нужно один конкретный кейс выделить в особое производство и в этом кейсе ввести свой режим валютного регулирования. Как-то так. Удобство регулятора далеко не всегда означает, что регулируемому тоже будет хорошо, поскольку возникает, на мой взгляд, еще один фактор неопределенности, который будут принимать во внимание и инвесторы, и все те, кто проводят конверсионные и другие валютные операции, связанные с российской юрисдикцией».
Сейчас валютные ограничения могут как вводиться, так и отменяться разными органами. Например, ограничение ограничения на снятие наличной валюты для физических и юридических лиц было введено в 2022 году Банком России. В 2023-м президент Путин постановил ввести обязательную репатриацию иностранной валюты и продажу валютной выручки российскими экспортерами. В августе 2025 года эти нормативы были обнулены правительством — соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
