Банкам и ЦБ не понравились скидки на маркетплейсах
По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, скидки от собственных банков маркетплейсов — «это сейчас один из самых острых вопросов», которые обсуждают платформы и финансовые организации. Для классических банков банки самих маркетплейсов стали серьезными конкурентами. Сами маркетплейсы упирают на то, что такая схема выгодна прежде всего покупателям
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина назвала несправедливой конкуренцией скидки, которые маркетплейсы предоставляют при оплате покупок картами от собственных банков. Против такой практики выступали и кредитные организации из первой десятки.
По словам Набиуллиной, скидки от собственных банков маркетплейсов — «это сейчас один из самых острых вопросов», которые обсуждают платформы и финансовые организации. Ранее глава ВТБ Костин говорил, что банки ощущают «определенную угрозу» со стороны маркетплейсов, которые конкурируют с ними в области платежей, имея «односторонние преимущества». Скидки при оплате картами маркетплейсов также критиковал Альфа-банк.
Такими скидками пользуются, наверное, все активные покупатели. Потому что выгодно. Если, например, заказать товар за 4 тысячи и оплатить его картой банка, принадлежащего самому маркетплейсу, то зачастую можно получить скидку порядка 500 рублей. Если платить картой другого банка, такой скидки уже не будет. Понятно, что многие россияне уже оформили карты Ozon банка, Яндекс банка и Вайлдберриз банка. Этими картами они и расплачиваются, а значит, не пользуются на маркетплейсах картами других банков.
И от них уплывают огромные деньги. Говорит директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:
Вячеслав Путиловский младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Учитывая, что обороты по маркетплейсам — это триллионы рублей, то, действительно, банки, не имеющие отношения к маркетплейсам, хотели бы получить этот бизнес. Банки в первую очередь зарабатывают на аккумуляции огромного объема денежных средств, которые направляются на покупку каких-то товаров в маркетплейсах. Ну плюс, наверное, еще транзакционный бизнес существует, для обслуживания, например, тех же селлеров. Если посмотреть в динамике на показатели банков — партнеров маркетплейсов, то мы увидим бешеный совершенно рост и активов, и оборотов, и, в общем-то, доходов тоже».
В сентябре зампред ЦБ Алексей Гузнов заявлял, что для регулятора важно обеспечить банкам недискриминационный доступ к цифровым платформам. В октябре Совет Федерации рекомендовал внести поправки в закон о платформенной экономике. Сенаторы предложили закрепить единые цены на товары, работы и услуги независимо средства платежа. То есть чтобы способ оплаты не влиял на конечную стоимость.
Вот как прокомментировал это представитель Wildberries & Russ Дмитрий Борщевский:
Дмитрий Борщевский представитель Wildberries & Russ «Предоставление клиентам преимуществ в рамках одной группы компаний — это общемировая рыночная практика. Сами банки устанавливают преимущества приобретения дополнительных финансовых услуг. Авторы инициативы рассматривают скидки как преимущества самих платформ, но при этом забывают, что на самом деле они являются преимуществом прежде всего для потребителей. Также скидки маркетплейсов выгодны не только гражданам, но и самому бизнесу, который наращивает объем продаж за счет сниженной цены, получая при этом фиксированный доход. В запрете скидок мы видим крайне слабую лоббистскую попытку банков и офлайн-ретейла ограничить конкуренцию».
В Ozon сыграли на опережение. Маркетплейс заявляет, что все российские банки для него теперь равны:
«На прошлой неделе мы расширили возможности доступа к своей аудитории, и на данный момент любой российский банк может подключиться к нашей программе лояльности «Зеленая цена» на коммерческих условиях. Банки — участники программы смогут предлагать клиентам скидки при оплате покупок на маркетплейсе своими картами, при этом уровень скидок будет одинаковым для всех участников. Ozon банк будет участвовать в программе на таких же коммерческих условиях, как и другие банки, желающие присоединиться».
В «Яндекс Маркете» от комментариев отказались. Что будет, если законодатели действительно отменят скидки от банков маркетплейсов? Мнение основателя «Клуба партнеров на маркетплейсах» Ильи Бухарина:
Илья Бухарин основатель «Клуба партнеров на маркетплейсах» «Скидки, которые предоставляют площадки, — они реальный двигатель продаж. Мы вот проводили опрос у себя в сообществе продавцов, и большая часть селлеров поддерживает скидки, которые дают площадки, даже несмотря на то, что формула скидок непрозрачна. Если думать о конечном потребителе, то оба мнения сторон, по сути, верны. Классические банки правы в том, что цена должна на маркетплейсах быть единой для всех, независимо от способа оплаты, и что покупатель вправе пользоваться любыми банками, картами, привилегиями, но и маркетплейсы благодаря собственному финтеху дают клиентам то, что не дает ни один ретейлер — это низкие цены и доступность товаров».
Но есть и другое мнение, которое, похоже, разделяет не только офлайн-ретейл: что низкие цены и огромные скидки на маркетплейсах — это не только финтех, но также уход от налогов как следствие дробления бизнеса.
