Из-за воздушных шаров раздули международный скандал. Комментарий Георгия Бовта
Ситуация вокруг калининградского транзита, как и на границе между Литвой и Белоруссией, стала очередным проявлением «гибридной войны», а транзит в Калининград власти Литвы вообще предлагают ограничить без видимого повода, хотя вряд ли решатся на такой шаг без разрешения Брюсселя
Литва может закрыть транзит в Калининград, если посчитает это необходимым. Об этом заявил глава МИД страны Кястутис Будрис, передает LRT. «Конечно, это будет сделано в координации с институтами ЕС и государствами-членами», — добавил он. По словам дипломата, такой шаг будет возможным, если Литва докажет причастность России к инциденту с воздушными шарами, перевозившими контрабанду. Ранее Литва уже закрывала временно пункты пропуска на границе с Белоруссией после инцидента с метеозондами контрабандистов в своем воздушном пространстве. В Кремле видели заявления властей Литвы о планах помешать транзиту в Калининград. Россия обеспечит связь с регионом, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Ситуация вокруг калининградского транзита, как и на границе между Литвой и Белоруссией, стала очередным проявлением «гибридной войны». Причем даже не все участники этой войны в точности идентифицированы. Обострение на литовско-белорусской границе происходит синхронно с угрозами в адрес калининградского транзита. 27 октября правительство Литвы объявило, что страна бессрочно закроет границу с Белоруссией, но с исключениями для дипломатов, граждан Литвы и жителей стран Евросоюза. Окончательное решение может быть принято уже 29 октября. Ранее литовские власти несколько раз без предупреждения перекрывали пункты пропуска на границе с Белоруссией, несмотря на большие очереди из людей и машин. Поводом стали некие воздушные шары, которые, предположительно, используются для контрабанды сигарет в Литву. Впервые такой случай был зафиксирован еще год назад. Поводом для обострения стало то, что эти случаи участились. В 2025 году литовские власти зафиксировали около 500 случаев воздушной контрабанды.
Литовские власти обвиняют Белоруссию. Напоминает историю закрытия ранее польско-белорусской границы, а также финско-российской — на основании обвинений в том, что власти двух стран Союзного государства умышленно провоцировали кризис с мигрантами на границе, доставляя их туда и поощряя нелегальное проникновение в Европу. При этом в нынешнем случае Литва даже не обвиняет белорусские власти в соучастии в контрабанде, а обвиняет в бездействии. При этом очевидно, что никакой военной угрозы воздушные шары не представляют, хотя из-за них несколько раз и закрывали аэропорт Вильнюса. Есть ощущение, что власти Литвы все же несколько нарочито нагнетают ситуацию, притом что президент Белоруссии Лукашенко даже выразил готовность извиниться, если будет доказана вина Минска в инцидентах с так называемыми метеозондами. Решение Литвы закрыть границу он назвал «безумной аферой», увязав его с намерением сорвать Минскую конференцию по безопасности, куда не все смогли добраться. И логично предположив, что шары с контрабандными сигаретами ведь кто-то должен принимать на литовской стороне, и этих людей стоило бы найти. Не менее логичным развитием мысли Лукашенко стал бы вопрос: а как, собственно, закрытие наземных пропускных пунктов помешает пролету воздушных шаров контрабандистов?
Калининградский транзит вообще попал под горячую руку литовских властей без всякого видимого повода. Хотя президент Литвы Гитанас Науседа предложил ограничить его именно в связи с «угрозой контрабанды», расценив это еще и как угрозу работе аэропортов. На которую, по его словам, «необходимо реагировать как симметричными, так и асимметричными способами». Ясно, что способ выбран явно асимметричный. При этом у литовских властей не только нет никаких фактов причастности россиян к «воздушной контрабанде», но даже и обвинений таких не звучит. Просто ограничить транзит — и все.
Транзит в Калининград и так уже значительно ограничен после 2022 года. Российские гражданские самолеты, например, теперь вынуждены делать приличный крюк, облетая литовское воздушное пространство. Подсанкционные товары нельзя провозить через Литву автомобильным и железнодорожным транспортом, для них остается паром. Для грузов двойного назначения, предназначенных для нужд самого Калининграда, Литва выделяет отдельные квоты для железнодорожных перевозок. Скажем, квоты на цемент на этот год были даже увеличены на 10%, а на стройматериалы — на 20 тысяч тонн, до 232 тысяч. В остальном для связи с российским эксклавом приходится полагаться на 28 судов, включая четыре железнодорожных парома. К концу года один сойдет с линии из-за прекращения государственного субсидирования перевозок, которые убыточны.
Вильнюс вряд ли осмелится принять самостоятельное решение о прекращении калининградского транзита, поскольку этот вопрос регулируется соглашением между Россией и ЕС еще 2002 года, которое в основном пока работает. Брюссель же пока внятно на данную взрывоопасную тему не высказывается. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен лишь заявила, что ЕС не потерпит вторжений в свое воздушное пространство или на свою территорию, назвав такие инциденты «провокацией и гибридной угрозой».
Кремль, в свою очередь, тоже не спешит с самыми резкими заявлениями на сей счет. Хотя, по идее, попытка даже просто сухопутной блокады российского эксклава — это серьезный повод для эскалации, если не употреблять более грозный термин.
