«Простите убийц, любите». Что, по мнению южнокорейцев, Россия делает не так
... 18-летний житель Сеула Ким Джи Вон восторгается Америкой. Он слушает музыку из США, смотрит голливудское кино и ежедневно ест бигмаки. «Я планирую уехать учиться в Нью-Йорк», — говорит он мне. — Там потрясающая жизнь, это центр мира. Огромные деньги, дикие возможности, красивые девушки, и легко стать миллионером». «Вы реально смотрите слишком много кино», — усмехаюсь я. Ким меня не понимает. «Фильмы — это срез жизни, — поясняет он. — Там как раз много настоящего!». Его глаза полны восхищения и поклонения. Наш разговор, разумеется, происходит на английском языке. Согласно опросам общественного мнения, 61% граждан Южной Кореи относится к США положительно, а 39% — отрицательно. За последние десятилетия число поклонников США снизилось, но пока они остаются в большинстве. Как Америке удаётся сохранить свою популярность в Южной Корее, за что её жители испытывают благодарность к США, и чего здесь могла бы почерпнуть Россия? Во всём этом разбирался обозреватель «АиФ».
«Противно от лизоблюдства»
... В Сеуле создаётся ощущение, что ты находишься в одном из штатов США. Всюду вывески на английском, американские закусочные, магазины американских сетей, реклама товаров из США. В районе Итэвон часто гуляют американские солдаты: к европейцу могут подойти служащие военной полиции США и потребовать документы — так ищут солдат, находящихся в «самоволке». На базе близ Сеула размещено 29 000 американских военных, и правительство Южной Кореи платит (!) за их присутствие — почти миллиард долларов в год.
«Мы находимся в оккупации, — усмехается Алексей Пак, переехавший в Сеул десять лет назад из Киргизии. — Кабинет министров не ведёт самостоятельной внешней политики, всем распоряжается американский посол. Когда недавно Трамп повысил пошлины для корейских товаров, временный президент страны Хан Док Су сообщил, что не станет отвечать тем же из-за «исторического долга» республики перед Америкой. Мол, наша независимость, финансовое благополучие, культура и богатство обусловлены исключительно помощью США. Противно стало от такого лизоблюдства. Сколько Россия всего для всех сделала, никто ей «спасибо» не говорит, да ещё и упрекают постоянно. А тут кланяемся американцам, словно мы их обслуживающий персонал».
«Живы благодаря США»
... Пропаганда США и в самом деле организована в Южной Корее попросту потрясающе. Вот уже 72 года телевидение и другие СМИ денно и нощно твердят — если бы не американские солдаты, американские базы и американская мощь, Северная Корея давно бы нас всех растерзала и включила в свой «заповедник коммунизма». «Только благодаря американцам мы живы, — уверяет меня владелец кафе Пак Ин Ёль. — Наша армия ни на что не способна, а смысл северокорейцев — это война. Не будь тут военных США, Сеул бы давно стал северокорейским городом, и у нас бы воздвигли статуи Ким Ир Сена».
Так же полагает 20-летняя студентка университета Сеула Ён Сон Мун (она просит в разговоре называть её «Джессика»). — «Действительно, Южная Корея — не самостоятельное государство. Но за безопасность нужно платить. Никто не защитит нас, кроме американцев». «Видимо, так говорят вам сами американцы?» «Да, но это же правда!»
В то же время в республике закрывают глаза на неприглядные факты, когда в 1950 году американцы хладнокровно расстреляли сотни южнокорейских беженцев, спасавшихся от наступления армии КНДР: само собой, никого за данное преступление не наказали. «Это чудовищная жестокость, но всё случилось давно, и мы обязаны их простить, — считает Пак Ин Ёль. — Без военного присутствия США страна не выживет». Ён Сон Мун с ним согласна. — «Тогда была война. Зачем разбирать прошлое? Надо дружить и любить».
«Чёртова Америка»
... Впрочем, не всё так гладко. В 2002 году военный автомобиль США задавил двух 14-летних школьниц. Суд моментально признал водителя невиновным, и его отправили в Америку. Это вызвало массовые протесты с участием сотен тысяч людей — однако, беспорядки на улицах закончились ничем. Южнокорейский рэпер Psy выступил на концерте с призывом «убить проклятых янки», за что ему впоследствии пришлось принести официальные извинения американским военным. Другой певец Юн Мин Сок написал песню «Чёртовы США» (в оригинале — куда грубее), ставшую гимном протестного движения. Южнокорейские политики заявляли одно и то же: «Это печальный инцидент, но 37 тысяч американцев погибли, защищая свободу корейцев, благодаря их жертвам демократия была спасена, и мы обязаны учитывать их благодеяние». Хотя, вообще-то, в войне 1950–53 гг. американцы защищали вовсе не демократию, а откровенно диктаторский режим президента Ли Сын Мана.
В 2008 году Южную Корею сотрясли демонстрации против импорта говядины из США (местные фермеры считали, что филе заражено «коровьим бешенством»), но ничего не изменилось: и Корея, и Япония остаются главными рынками для заокеанского мяса. «В 2015 году на американского посла напал психически нездоровый человек, порезал ему лицо, — вспоминает бизнесмен Чон Хан Дон, участвовавший в «говяжьих протестах». — Его поступок показывает, что Америку у нас стали любить меньше. Ещё 20 лет назад США боготворили 84% корейцев, теперь их число снизилось на четверть. Среди молодёжи, особенно левых студентов, Америка — уже не стопроцентный кумир, как раньше. Всё чаще я слышу голоса: «Какое мы государство, если целые десятилетия замалчиваем вопрос о компенсациях за массовый расстрел американцами наших беженцев? Мы колония США».
«Зря не делали рабами»
... Со следующим своим собеседником я общаюсь в сеульском районе Мёндон, где продают корндоги — сосиски в тесте из кукурузной муки, изобретённые в 20-х годах XX века в США. В наше время это весьма любимая закуска и южнокорейской молодёжи, и туристов. В уличных киосках продаются треугольники с рисом «онигири», с начинкой из американской консервированной ветчины «спам». Во многие блюда также добавляют сыр «чеддер», распространившийся по Южной Корее с американских военных баз.
«Я жалею, что Россия была слишком доброй, — делится со мной «наболевшим» бизнесмен Олег Ким, перебравшийся в Сеул из Ташкента и недавно получивший паспорт гражданина Южной Кореи. — Вы реально хотели быть друзьями. А надо было действовать в стиле американцев — вы обязаны, вы должны, не вякайте, платите нам за базы. Вы не навязывали культуру, подчиняя мысли людей, — и напрасно! Я понимаю, что я говорю жёстко. Но посмотрите, что происходит. Сотни тысяч советских солдат погибли, освобождая Польшу и Чехословакию, и там низвергают памятники им, хотя наши воины отдали свои жизни за независимость этих стран, спасли от нацистской оккупации. Сплошные обиды, претензии и ноль благодарности. Сколько Россия построила больниц, школ, заводов и фабрик в бывшем СССР, и вы тоже слышите лишь упрёки и злость. А у американцев нет ни к кому любви и дружбы — сугубо свои интересы. Наверное, и России следовало бы поступать похоже, тогда бы не было так обидно». Я не скажу, что во всём согласен с таким мнением. Но, пожалуй, в данном случае как минимум стоит задуматься.