Защитить актив: объем рынка нелегального золота в РФ оценили в 20%
Нелегальный рынок драгметаллов в стране разрастается, говорится в материалах Минфина. Для золота он уже достиг 20% — порядка 7 т в год, оценили «Известиям» эксперты. На этом фоне власти намерены ужесточить контроль за оборотом инвестмонет из драгоценных металлов — проект постановления подготовил Минфин. Банки и других участников рынка обяжут вносить в специальную госсистему информацию об остатках монет и их обороте, а также персональные данные клиентов при любых операциях (купли-продажи, передачи в залог, хранении). Поможет ли это в обелении рынка — в материале «Известий».
Каков объем нелегального рынка драгметаллов
В России растет число поддельных ювелирных изделий, повышается степень имитации драгметаллов и камней, а также распространение контрафакта, говорится в материалах Минфина.
В 2024 году россияне приобрели 34,4 т золота. Официальной статистики об объеме нелегального рынка нет, однако сейчас он достиг порядка 20% от легального, оценили «Известиям» эксперты. То есть он составляет примерно 6,5–7 т драгметалла в год, уточнил эксперт Президентской академии Вячеслав Мищенко. Это включает в себя как незаконно добытое золото, так и сделки, которые проводятся «мимо кассы» для сохранения анонимности.
Нелегальный оборот ювелирных изделий и драгметаллов достиг около 50% и 20% официального рынка соответственно, согласен доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов. Схожую оценку дал независимый эксперт Андрей Бархота.
На этом фоне власти намерены ужесточить контроль за оборотом инвестиционных монет из драгметаллов. Такой проект постановления подготовил Минфин («Известия» его проанализировали). Он касается оборота золотых, серебряных, платиновых и палладиевых монет, выступающих в качестве средства платежа.
Согласно документу, во-первых, у кредитных организаций появится обязанность собирать персональные данные клиентов и передавать их в Государственную информационную систему учета драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). Туда нужно будет загружать не только данные о купле-продаже актива, но и информацию о заключении любых других сделок, связанных с оборотом, пояснил гендиректор юридической компании «Чистая среда» Руслан Кулешов.
Например, если монета будет передана в залог, в качестве взноса или на ответственное хранение, то теперь такая операция тоже будет прозрачна и отражена в ГИИС ДМДК, сказал он.
Во-вторых, все продажи со стороны банков, ломбардов и дилеров (юридические или физические лица, занимающиеся покупкой, продажей и обменом монет) должны будут проводиться с обязательным применением контрольно-кассовой техники (ККТ), интегрированной с модулем ГИИС ДМДК, заявил руководитель общественной организации «Центр правопорядка в г. Москве и Московской области» Александр Хаминский. Сейчас она используется выборочно, отметил в свою очередь Руслан Кулешов. Также банки должны будут передавать в госсистему данные об остатках монет, об их обороте, о вводе или выводе из обращения. Доступ к госсистеме Минфин предложил предоставить и Минюсту.
Для чего нужно ужесточение оборота монет
Нелегальный рынок золота в России растет, заявил доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов. Он пояснил: интерес бизнеса и населения к инвестированию в слитки, монеты и ювелирные украшения традиционно высок и любой дефицит официального товара быстро замещается контрафактом, сказал он.
Увеличение доли фальсифицированной продукции на рынке подрывает доверие потребителей к добросовестным производителям и негативно сказывается на экономике в целом, говорится в пояснительных документах к проекту Минфина.
Фото: РИА Новости/Евгений ЕпанчинцевПо результатам финансового мониторинга выявлено, что монеты из драгметаллов используются для формирования транзитных цепочек с последующим обналичиванием денег, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минфина. В этой связи был разработан проект постановления, направленный на обеспечение прозрачности оборота и борьбу с теневым рынком, добавили там.
Еще в 2023-м ЦБ выявил операции по использованию инвестмонет из драгметаллов для отмывания денег. Схема начиналась с перечисления средств фиктивной компании, которая покупала монеты, и заканчивалась сдачей их в банк за наличные.
Именно такой масштаб проблемы и объясняет решительные действия регулятора, отметил Вячеслав Мищенко из Президентской академии.
— Отмена НДС на покупку золота физическими лицами в РФ в 2022 году повысила привлекательность вложений в него, но едва ли создало условия для снижения доли нелегального сектора. В условиях роста колебаний на финансовом рынке, а также усиления мониторинговых и надзорных функций драгметалл стал одним из желанных элементов вложений, — заключил Андрей Бархота.
Поможет ли ужесточение контроля за оборотом золота обелить рынок
Для участников рынка (банков, дилеров, ломбардов) новые меры означают увеличение административной нагрузки, необходимость модернизации систем отчетности и строгое соблюдение требований по идентификации и кассовым операциям, полагает Александр Хаминский.
Изменения повысят возможности для контроля, позволив дистанционно определять весь путь актива и его держателя в конкретный момент времени, сказал Руслан Кулешов. Однако есть и минусы.
Чем строже отслеживается любая деятельность на рынке, тем большая административная нагрузка ложится на его участников, полагает исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Владимир Збойков. Работа в легальном поле резко усложняется, а порой и становится просто невозможной, отметил эксперт.
— Бывает, такие участники рынка не выдерживают административной нагрузки и уходят в тень. Хорошо, если в «серую» зону (то есть не соблюдая какие-то обязательные требования), но от такого оборота идут налоги и сборы. Хуже, если на черный рынок (полностью нелегальная деятельность по добыче или сбыту), от которого государство не получает ничего, — заключил Владимир Збойков.
Розничный рынок золота представляет собой огромный, но «непрозрачный» сектор частного капитала, государство стремится взять его под контроль, как это уже сделано с банками и ценными бумагами, отметил Вячеслав Мищенко из Президентской академии. По его словам, главный риск — техническая реализация. Система ГИИС ДМДК ранее вызывала нарекания из-за сбоев. Эксперт полагает: если она будет слишком сложной, это может навредить легальному малому бизнесу, а не помочь ему.
Тем не менее нелегальный рынок действительно нужно сокращать. Для экономики вред от него заключается в недобросовестной конкуренции (теневики не платят налоги), также анонимное золото используется в финансовых преступлениях, сказал Вячеслав Мищенко.
Для потребителя вред двойной, подчеркнул он. Во-первых, это риск купить подделку без какой-либо защиты. Во-вторых, с недавних пор есть еще и юридический риск: владение и попытка продать монету без документов может повлечь ответственность, что превращает такой актив в «токсичный».