Говорил об одной, а был уже с другой. Как любил и предавал актер Виторган
25 лет назад, в июле 2000-го, покинула этот мир актриса Алла Балтер. Ей было всего 60. Красивая, хотелось бы сказать — полная сил... Но, к сожалению, сил у нее к тому времени уже не осталось. Все ушли на борьбу со смертельным недугом. Несколько лет она лечилась, переносила операции, надеялась. И до последнего выходила на сцену родной «Маяковки». Даже коллеги долго не знали о смертельном диагнозе — ни Алла, ни Эммануил не любили жаловаться, обременять других своими проблемами.
Схватила его, тонущего, и вытащила
Они были счастливы 30 лет. Вырастили сына, успели понянчить внучку и ждали внука — он родился через два месяца после смерти Балтер.
Давным-давно мне довелось общаться с Аллой Давидовной и Эммануилом Гедеоновичем. Это было первое их совместное интервью — о семье, любви. Приятно было с ними общаться. Такими светлыми были оба, такими открытыми!
Когда Балтер не стало, я снова попросил Виторгана об интервью. Прошло совсем немного времени, как он овдовел, но в его жизнь уже прочно вошла Ирина Млодик. Говорят, именно ее Виторган-старший привел в дом, когда Алла болела. Привел в роли помощницы, сиделки. А как там было на самом деле?..
Так вот, когда большое интервью было записано, в журнале неожиданно решили его сократить — слишком диссонировали слова актера с новой жизнью. Все уже знали, что он с Млодик.
А ведь Алла Давидовна когда-то спасла мужа от страшной болезни. Много лет назад, в конце 1980-х, она просто схватила его, тонущего, и вытащила. Не хотела остаться в одиночестве. Даже диагноз от Эммануила скрыла. Хотя, казалось бы, как его можно скрыть на Каширке? Артисту разве что траурные венки туда не привозили.
Он давно задыхался, а проблемы списывал на курение. В результате остался без легкого, но все-таки сам вышел из онкоцентра. Родители его так и не узнали, что с ним приключилось.
Любовь к Аллочке у Виторгана была настоящей. Это было видно невооруженным глазом. Хотя, когда я им сказала, что такие чувства невозможно сыграть, они удивились. Видимо, коллеги их умели играть и такое.
В их жизни это была Любовь. Несчастливыми после всего пережитого они быть не могли. Когда встретились, Алла уже рассталась с мужем, а он был еще женат, росла дочка. Собрав маленький чемодан, Виторган оставил семью ради Балтер. И лишь спустя годы понял, что за грех придется расплачиваться.
Увидев яхту с алыми парусами, она заплакала
Актеру очень нравилось доставлять жене удовольствие, радовать ее, поднимать настроение, веселить. Напишет какую-нибудь дурацко-смешную записку, засунет ей в карман перед спектаклем — и она играет на одном дыхании и возвращается счастливая.
А со счастливой женщиной и жить хочется. Не то что с какой-нибудь вечно недовольной букой. Для них бытовые вопросы не были проблемами. «Да Бог, с ней, с нечищенной картошкой!» — говорили они чуть ли не в один голос.
Он часто дарил ей тюльпаны и полевые цветы. Порой, ложась спать, она буквально оказывалась на цветочной «поляне». А в одну из поездок в Астрахань — к родителям Виторгана — супругам довелось попасть в заводь с чудесными лотосами. Огромными и в то же время нежными. Рвать их нельзя. А поплавать рядом разрешается.
Еще одной традицией стали подарки Эммануила Алле не на ее (это само собой!), а на свой день рождения. Не любил он быть, как все. Старался отличиться. Готовил сюрпризы. Иногда это была мелочь, письмецо, «тюляндия», как он говорил. А, бывало, и банный халат, специально заказанный и расписанный вдоль и поперек именем Emmanuil.
Что уж говорить о ее дне рождения, который приходился на время отпуска в театре. Однажды Аллочка даже всплакнула, увидев в море (дело было в Варне) яхту с алыми парусами. На ней супруги с друзьями и начали отмечать праздник.
Это был один из самых красивых театральных союзов. Их часто называли идеальной парой. А они понять не могли: в чем идеальность-то? Живут как многие: не бедны, но и не особо богаты. Долгое время ютились в общежитии, даже когда сын родился. Стеснялись что-то у кого-то просить. Зато всегда заботились друг о друге. Только Алла спасла Эммануила от рака. А он — не смог.
Жизнь продолжается
Ранним июльским утром 2000 года ему позвонили из больницы и сказали, что его жена умирает. Он примчался, целый день сидел с ней, разговаривал. А ночью Алла ушла.
Позже, похоронив ее, он вспомнит давний шутливый разговор. «Если уйду раньше, не пиши на могиле даты рождения», — попросила она. Он не написал и отчества. Для многих Балтер и в 60 лет оставалась Аллочкой.
В августе нынешнего года Алле Давидовне могло бы исполниться 86 лет. У ее с Виторганом сына уже трое детей. Сам Эммануил Гедеонович стал отцом двух дочек.
Только после ухода Аллочки актер сильно изменился. И дело не в возрасте. Такое ощущение, что больше 20 лет в его новой семье все решает жена Ирина, которая на 23 года моложе. Только она знает, кому и когда Эммануил Виторган должен дать интервью. И по телефону отвечает так, что звонить больше не хочется.
Может, он и раньше был под каблуком у Балтер. Только каблука этого совсем не чувствовалось.
Первое время Виторган еще выходил на сцену с моноспектаклем «"Жизнь продолжается..." Посвящается Аллочке». Потом поклонники заметили, что даже могила актрисы на Ваганьковском кладбище заброшена. К счастью, позже все почистили, облагородили. Появились вазочки. Те, кто действительно помнит и любит Аллу Балтер, приносят живые цветы...