Новые старые дела. Как криминалисты нашли кровь Тархова и ловят убийц 90-х
19 октября 1954 г., 71 год назад, в России появилась служба криминалистики. Сегодня ее работники в системе Следственного комитета РФ занимаются раскрытием самых сложных преступлений, а еще работают с так называемыми «глухарями» или «висяками», то есть делами, расследование которых безрезультатно тянулось десятилетиями. Ко дню службы криминалистики aif.ru поговорил с сотрудниками Следкома, благодаря которым удалось доказать вину преступников спустя десятилетия и найти чрезвычайно мелкие улики, которые поставили окончательную точку в деле.
«Осматривали каждый сантиметр»
Впервые новости об исчезновении экс-мэра Самары Виктора Тархова и его жены Натальи появились 3 января. Тогда в полицию обратился близкий друг бывшего главы города Александр Кузнецов. Он рассказал правоохранителям, что в день рождения никто из друзей не смог дозвониться до Тархова, которому исполнилось бы 77 лет. Кузнецов также сообщил про ряд других странностей, в том числе связанных с поведением внучки. Однако расследование пропажи бывшего мэра началось лишь 31 января, именно в тот день Кузнецов подал заявление. О том, как велся поиск улик по делу, aif.ru рассказала следователь-криминалист, подполковник юстиции Юлия Федякина.
«Сначала нам поступила информация, что супруги перестали выходить на связь и на звонки им отвечает внучка, Екатерина. Поначалу внимание на это никто из родственников и круга общения семьи не обращал, однако потом это начало вызывать подозрения. После подачи заявления началась оперативная подготовка, по итогам которой были запланированы следственные мероприятия. На первоначальном этапе было принято решение о проведении неотложного обыска в съемной квартире внучки Тарховых. Во время него появились первые вопросы», — рассказывает следователь-криминалист.
По словам Юлии, в квартире Кати были обнаружены вещи дедушки и бабушки, в том числе паспорта супругов. Причем все предметы были спрятаны и найдены лишь спустя несколько часов с момента начала обыска. «Сама внучка поясняла, что Виктор и Наталья уехали отдыхать, поэтому не выходят на связь с друзьями. А она с ними связь якобы поддерживает. Вот только в какой-то момент в ее квартире нашлись и телефоны супругов. На этапе обыска показался странным и еще один момент — в квартире, которой ремонт не нужен, нашли большие мешки и строительные перчатки», — резюмирует Юлия Федякина.
При этом ее поразило, что Катя, несмотря на то что отвечала на вопросы очень странно, была непоколебима и хладнокровна.
Следующим шагом стала работа в квартире самих Тарховых. А там все оказалось идеально замыто, отмечает следователь-криминалист. При этом был заметен целый ряд странностей. Например, в двух комнатах из пяти оказались убраны ковры, часть мебели из квартиры была вывезена, шкафы готовы к разборке, и, судя по всему, их также должны были вывезти. Книги из уже убранных шкафов оказались сложенными в коробки.
«Мы начали осматривать квартиру с помощью специальных реактивов на определение химических средств, которые показали, что дом залили "химией", которая убивает биоматериалы. Несмотря на это, в течение нескольких суток мы оттуда практически не выходили и осматривали каждый сантиметр. Тут стоит отметить, что квартира большая, с высокими потолками и объем работы был проведен колоссальный. В итоге первый след был найден в сантехнических устройствах — тест-полоски на белки крови дали реакцию, окрасились в зеленый», — отмечает Юлия и уточняет, что эта проверка была самой очевидной. Ведь если убийство происходит в квартире, то человек будет мыть руки или застирывать вещи от крови.
Но это были не все найденные следы преступления. В комнатах правоохранители нашли еще несколько частиц тел. «На 100% улики никогда не уничтожить. В итоге, осмотрев площадь всей пятикомнатной квартиры, мы обнаружили мельчайшие частицы размером в несколько миллиметров. И уже с этого момента прошло достаточно много экспертиз, которые подтвердили криминальный характер смерти супругов», — рассказывает Юлия.
К тому моменту Катя Тархова уже была под стражей и начала давать признательные показания. Рассказала, как именно совершалось преступление, а еще подтвердила, что у нее был сообщник, который сейчас находится в розыске.
Нашли преступника по имени ребенка
Сегодня следователи-криминалисты могут раскрывать сложные дела не только по горячим следам, а и те, которые кажутся безнадежными.
В Пермском крае спустя 25 лет раскрыли дело о двойном убийстве. Так, в марте 2000 года на территории свинофермы в селе Елово гражданин заподозрил двух мужчин в краже и избил их. В результате те погибли на месте. Причем, судя по всему, это стало финалом жесткой расправы: ранее тот самый гражданин вместе с сообщником удерживали мужчин в овощной яме и травили собаками. Очевидно, что в тот момент признаваться в убийстве никто не собирался, так что злоумышленники связали тела проволокой, к ней же прицепили металлическую флягу и скинули в реку.
Останки погибших были обнаружены тем же летом. С этого момента и началось расследование, занявшее 25 лет. О том, как нашли преступника, aif.ru рассказала следователь-криминалист Евгения Гараева.
«Мы вместе с коллегами из уголовного розыска постоянно ездим по территориальным следственным отделам и проверяем архивные дела, смотрим на зацепки, прорабатываем их. Такие дела, как это, не имеют срока давности, так что мы изучаем их и ищем способы найти какую-то информацию, чтобы подобрать недостающие пазлы», — рассказывает о работе криминалист из Прикамья.
Именно недостающие пазлы коллективу пермских следователей-криминалистов и удалось найти в этом деле. «У нас были сведения, что в 2000 году по делу проходил подозреваемый, которого даже задерживали, однако он говорил, что потерял паспорт и преступление не совершал. Поначалу ему не верили, но потом факт утери документа подтвердили. Установили и то, что им пользовался нынешний подозреваемый, который 25 лет назад скрывался на территории Пермского края из-за совершения другого преступления», — рассказывает о важной детали дела эксперт.
По словам следователя-криминалиста, следующим шагом стало подтверждение настоящей личности преступника. А в этом правоохранителям помогли... его дети — у фигуранта были двое близнецов, которые регулярно приезжали к «примерному отцу» из его родного города.
«У одного ребенка было достаточно редкое имя. И мы сделали запрос в ЗАГС и установили детали про отца. За счет этого удалось выйти на преступника и подтвердить его реальные данные», — делится историей хода расследования Евгения.
Следующим шагом, объясняет собеседница, стала работа со свидетелями. «Конечно, часть событий они не помнили, но с помощью различных практик удалось восстановить некоторые детали. Работа осложнялась тем, что не все свидетели спустя 25 лет были живы. Но на руку нам сыграл другой фактор — по горячим следам люди иногда боятся давать показания, а по прошествии четверти века некоторым стало проще рассказывать про те события и давать более четкие и правдивые сведения», — отметила следователь-криминалист.
В итоге правоохранители решили задержать подозреваемого. В разработанной операции принимали участие сотрудники регионального управления СКР, Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) СКР и оперативники Главного управления угрозыска МВД России вместе с местными коллегами. Ну, а когда мужчина был задержан, то отпираться на допросах он не стал и сам дал признательные показания.
Сейчас дело находится в суде, фигуранту грозит длительный срок заключения — вплоть до пожизненного лишения свободы. А у следователей-криминалистов из Перми в работе уже новые старые дела.
Раскрыл дело по одному отпечатку
А в Псковской области дело раскрыли по одному отпечатку пальцев. Более 30 лет назад обвиняемая, Светлана, вместе с сожителем колесила по России, оставляя за собой криминальный след. Одно из убийств они совершили осенью 1991 года, рассказывают следователи-криминалисты СУ СКР Псковской области. Парочка тогда приехала в Псков, погуляла по частному сектору и под видом ночевки зашла в дом к 72-летней бабушке. Потом сообщник отвлек пенсионерку, а обвиняемая ударила ее топором по голове. После этого парочка забрала ценности и скрылась, труп нашли лишь через пару дней.
Вычислить преступников сразу не вышло, но во время осмотра места преступления нашли отпечатки пальцев. Именно они и станут решающим доказательством вины. Уже после убийства Светлана была судима и дактилоскопирована, а недавно отпечатки ее пальцев появились в общей дактилоскопической базе. В итоге следователь-криминалист сопоставил данные прошлого дела и данные из базы, обнаружил совпадение, но сразу выдвигать обвинения не стал. Вместо этого он поехал в Барнаул и лично встретился с фигуранткой. В итоге женщина отпираться не стала, раскаялась в преступлении и написала чистосердечное признание. Детали убийства она также раскрыла сама. Будущее пенсионерки теперь определит суд.