Пьяная Молога, а еще модная и работящая
Вышел в свет этнографический сборник, посвященный культуре крестьян затопленных земель. Полное название книжной новинки — «Материальная и духовная культура крестьян Молого-Шекснинского края». Это сборник краеведческих статей, малоизвестных газетных очерков второй половины 19 — первой четверти 20 века. Они полны любопытных подробностей дореволюционной деревенской жизни, которые сегодня покажутся нам просто дикими. Как жили и чем занимались, как лечили детей и наказывали воров, как поклонялись чудотворной сосне, во что наряжались, где работали и как справляли праздники. В сборник вошли тексты мологских песен, сказок, народных примет и прочих фольклорных текстов. Многие материалы публикуются впервые.
Книгу представил читателям заведующий музеем Мологского края Анатолий Клопов, который выступил составителем сборника.
Книга продолжает этнографическую серию, начатую в 2022 году. Тогда вышел сборник, посвященный традициям и праздникам города Мологи. На этот раз фокус смещен на культуру деревни. И она в значительной мере отличалась от городской. Обычаи описывают краеведы-фольклористы 19 века.
Статья Абрама Овсянникова рассказывает о пьяной Мологе. «В приходе Николо-Кормском (Рыбинского уезда) бывает 26 октября празднество Святому Великомученику Димитрию. На праздник этот все жители прихода, не исключая и бобылок, варят пиво». Утром дети «вместо того, чтобы идти в церковь молиться богу» ходят по домам и «сбирают» это пиво, относят его в заранее предназначенный для этого дом и сливают в большие корчаги.
А дальше «в продолжение двух или трех дней пьют одни дети; причем, конечно, они напиваются до опьянения и получают навык к пьянству, так что в пятнадцатилетнем возрасте не найдется уже ни одного непьющего водочку».
Естественно, не только пристрастие к горькой отличало мологские деревни. Мологские крестьяне много и изнурительно работали. Занятие и промыслы жителей Леонтьевской волости в начале 20 века подробно описал Гордей Лесовик. Главное из низ — земледелие. Сеяли рожь, овес, травы, пшеницу, картофель, лен. При этом, отмечает краевед, «при недостаточно культурной обработке земли урожаи невелики и своего хлеба не хватало». В личных огородах выращивали овощи. Скота было мало, маслодельни и сыродельни имелись, «но работали слабо», поэтому «волость почти все молочные продукты потребляет сама». Пасеки держат разве что духовные чины. Мологские крестьяне занимались судостроением. Обилие строевого леса и развитие Мариинской водной системы послужили основанием для возникновения верфей. «Делают унжаки, мариинки, лодки, полулодки, третники, кинавки, а в последнее время — баржи». Почти все занимаются рыболовством, и многие — самогоноварением — из муки и картошки. В пору НЭПа самогон возили на продажу в Мологу и Рыбинск, пока власти не прикрыли лавочку.
В очерке К. Парменова 1912 года описывается страсть крестьян к городским модам. Тренды задавали отходники, работавшие в Петербурге. Такой «питерянец» любит, приезжая домой, блеснуть своим богатством, одеждой — что называется, пыль в глаза пустить». На щеголей хочет равняться молодежь — и парни, и девицы, «заражаясь городским духом». «Давай им зонтик, шляпу, прозрачный шарф, калоши, часы, брошку, браслет, кольца… Да непременно золотые!» Стремление быть в тренде играет злую шутку: «получается подчас довольно грустная картина: мужик продает последний хлеб, ведет на базар последнюю коровенку, у детишек отнимает последнее молоко и, вместо этого, чтобы не отстать от других, покупает дочкам модной материи на платье, пальто, сшитое «по картинке», «по журналу». Погоня за «модами» отразилась во многих частушках. В городском мологском фольклоре, по наблюдениям Анатолия Клопова, такой зацикленности на «перщатках» и «карсетах» не наблюдается.
Антология фольклора — это около трети сборника. Кроме частушек, это сказки, песни, приметы, пословицы, поговорки, и даже обстоятельный травник крестьянина Мологского уезда Тимофея Рыжикова.
— Фольклорный материал — частушки, пословицы, поговорки — обнаружены мной в ходе исследовательской работы в Российском государственном архиве литературы и искусства. Эти рукописи ранее не публиковались. Важные источники найдены в Госархиве Ярославской области.
Проиллюстрировала книгу вологодская художница Вера Добрынинская. Она специалист по росписям затопленных земель, эти традиции она привнесла в свои жанровые сценки. Они отражают конкретные обычаи, описанные в статьях и очерках краеведов.
Книга издана частным музеем «Рыбинские рыбы» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ее можно смело назвать значимым событием в культурной жизни региона.
