Пока «дело Чемезова» не выбивается из колеи «мелких» делишек коррумпированных чиновников
Генпрокуратура подала иск о конфискации имущества вчерашнего свердловского вице-губернатора Олега Чемезова. «Государево око» утверждает, что им или при его участии выведены за рубеж минимум 12 млрд рублей. Точную стоимость имущества и активов семейства Чемезовых теперь, вероятно, будет оценивать следствие.
«Дело Чемезова» лишь малозначительный эпизод коррупционной эпидемии. Генпрокуратура сбилась с ног — чиновников-миллиардеров оказалось «пруд пруди» — только успевай вылавливать. Олег Чемезов задержан в Екатеринбурге по делу о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он участвовал в согласовании завышенных тарифов коммунальных фирм, связанных с компанией «Облкоммунэнерго».
Как отмечают в прокуратуре, его экс-супруга Ирина, с которой он официально расторгнул брак, но, как утверждается, продолжает жить совместно, «по номинальной цене» приобрела элитную недвижимость в Сысертском районе. С 22 сентября женщина находится под домашним арестом. По данным E1.RU, список ее имущества обширен, в него, в числе прочего, входит четырехзвездочный отель в Черногории и различные бизнес-структуры.
«Доходы выводились за границу через банк „Агропромкредит“, в том числе в Австрию и Швейцарию. Общий объем таких операций, как следует из материалов дела, превысил 12 млрд руб. В связи с этим Генпрокуратура настаивает на аресте имущества фигурантов и ограничении их права на выезд за пределы страны», — пишет «РБК».
Кроме Чемезова в деле фигурируют бывшие региональные министры по энергетике и государственному имуществу Свердловской области Николай Смирнов и Алексей Пьянков. По данным прокуратуры, именно они способствовали передаче контроля над коммунальным предприятием частным лицам.
Стали всплывать и другие любопытные истории, связанные с Чемезовым. Так, экс-депутат Екатеринбургской городской думы Евгений Боровик* из-за границы поведал, что теперь уже бывший вице-губернатор открыто торговал политическими ресурсами региона.
«Прямо и откровенно было заявлено, что цена мандата депутата в ЕГД — 23 млн рублей. Если я хочу стать депутатом, то я должен наличкой передать эти деньги Чемезову, а он уже определит для меня округ и административное гарантирует административное продвижение. Причем финансирование самой избирательной кампании оставалось на мне. В противном случае, мне было «указано» не мешать», — утверждает беглый ренегат, прикладывая к своему посту целую кипу документов.
Официальный доход чиновника в 2024-м — 12 миллионов рублей, но реальные активы семьи оценивают в сотни миллионов. Включая квартиру в центре Москвы на 150 квадратных метров с видом на Кремль, купленную в 2018-м за 80 миллионов, и виллу в Тоскане, где по выходным собирались друзья за барбекю с тосканским вином и лобстерами, доставленными из порта Ливорно. Его экс-супруга, владелица турфирмы «Новый мир», с оборотом 50 миллионов в год, организовывала туры в Европу, а по вечерам семья ужинала в ресторанах Екатеринбурга, заказывая стейки из мраморной говядины и французские вина по 10 тысяч за бутылку. Дети — шестеро, от двух браков, — учились в элитных школах: старший сын в МГИМО, младшая дочь в частном лицее с уроками верховой езды, а семья ездила на «Мерседесе GLE» с тонировкой и номерами АЕ, паркуя его у гаража в элитном ЖК «Академия». Отпуска — на яхтах в Черногории, где Ирина держала отель с 20 номерами, и на горнолыжных курортах в Австрии, с инструкторами и спа-процедурами по 5 тысяч евро за неделю. Счета в «Сбербанке» и «ВТБ» таяли на покупки: часы Rolex для сына, сумки Louis Vuitton для жены, и ремонт виллы с мозаичным бассейном в 2023-м за 15 миллионов.
На первом же допросе, на который бывший высокопоставленный чиновник явился по повестке, Чемезов резко «заболел животом» и его увезли на «скорой» (в народе подобное называют «медвежьей болезнью»).
В настоящее время ему предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение — ред.). Чемезов вину не признает.
Пока «дело Чемезова» не выбивается из колеи «мелких» делишек коррумпированных чиновников. Есть и повнушительнее цифры. Правда не все ещё добрели до тюремной камеры. Вот, к примеру:
«В Мордовии прокуратура продолжает безуспешные попытки вернуть в собственность государства акции крупных региональных предприятий. А принадлежат они семье и окружению экс-главы региона Николая Меркушкина. Оказалось, что в период губернаторства Меркушкина многочисленные предприятия были записаны на его родственников, друзей и номинальных владельцев. Сейчас стоимость активов, принадлежащих семье Меркушкина, составляет 117 млрд рублей», — пишет ряд СМИ.
В 2012 году, когда Николай Меркушкин ушёл с поста губернатора Мордовии, госдолг и дефицит бюджета республики достигли максимальных значений — 19,8 млрд и 4,4 млрд рублей соответственно. И что же? А ничего. Экс-губернатор спокойно живёт в регионе, не арестован.
«Если в отношении Чемезова какие-то действия начали проводиться, то бывший губернатор Мордовии и Самарской области Николай Меркушкин, которому, по сути, чуть ли не треть республики принадлежит, у него активы на сотни миллиардов, для меня история с Меркушкиным намного более чудовищная, чем сюжет с Чемезовым», — пишет политический обозреватель «Царьграда» Андрей Пинчук.
И сколько ещё у нас «окопалось» во властных кабинетах, принявших наделение властью за получение доступа к весьма прибыльному делу, обеспечивающему и их самих, и их детей, внуков, правнуков и других родственников?
* Евгений Боровик включён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.