Сыграть не хуже Петренко. Михаил Пореченков согласился на небольшую роль
80-летию Великой Победы МХТ им. Чехова представил премьеру Марины Брусникиной по киносценарию Константина Симонова «Двадцать дней без войны».
Незадолго до Нового 1943 года военкор Василий Лопатин едет в 20-дневный отпуск в Ташкент, где снимается картина по его сталинградским очеркам.
И в эвакуации живут войной
Один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Двадцать дней без войны» Алексея Германа вышел в прокат в апреле 1977-го. По признанию Марины Брусникиной, она никогда не думала, что возьмет для постановки киносценарий Симонова. Хотя бы потому, что очень любит эту картину Германа. Тем не менее, взявшись за работу без всякого страха, она намеренно не стала пересматривать фильм до того, пока рисунок спектакля не сложился, пока не стало понятно, что постановке — быть.
Режиссер лишь попросила у худрука МХТ Константина Хабенского дать ей Ивана Волкова (для роли военкора Лопатина) и машинерию, с помощью которой можно быстро менять сцены. Сценографом выступил Николай Симонов, но декораций как таковых в спектакле нет. Чудеса творит та самая машинерия. Помогают видеопроекции и драматургия света.
В этом спектакле декорации скорее отвлекали бы от сути. Тут более важны судьбы, лица. И сам текст Симонова, который звучит на сцене и «за кадром».
Военная судьба неожиданно забрасывает журналиста Лопатина в Ташкент. Там снимают фильм по его очеркам — надо бы посмотреть, как получается. Там же он должен навестить семью погибшего сослуживца Паши Рубцова. Там... Да вроде ничего больше не должен. Отпуск же. Можно и передохнуть, встретить в мирной обстановке Новый год. Но передышки от войны не получается. Там, в эвакуации, конечно, не стреляют. И не гибнут под бомбами люди. Но живут там все равно войной. Известиями — хорошими и плохими, воспоминаниями, переживаниями. И даже любовью, где радость чувств смешивается с горечью потерь и расставаний.
Не пробыв в отпуске положенных 20 дней, Лопатин уезжает по заданию редакции на Кавказ. А в душе его остается чувство, которое он успел испытать к костюмеру Нике (Светлана Колпакова). Неожиданное. Нежное. Яркое. Такое, что до конца жизни не забудешь. Даже если точно знаешь, что никогда больше не встретишь эту женщину.
Колпакова не похожа на Гурченко
Взять для сцены историю, которую многие знают и любят по кино, — не просто большая ответственность режиссера, но и огромный риск. Зрители любят «Двадцать дней без войны» за пронзительное повествование и правду жизни, в которой существуют на экране не только прошедший горнило войны Юрий Никулин, но и Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Ангелина Степанова, Михаил Кононов, Екатерина Васильева, Николай Гринько, Люсьена Овчинникова... Попробуй их переиграй!
Впрочем, у Марины Брусникиной это не первый опыт подобной работы — в Театре на Малой Бронной идет ее спектакль «Калина Красная» (фильм Василия Шукшина — тоже классика отечественного кинематографа). Между прочим, использовав киносценарий Симонова не на 100 процентов, Брусникина включила в постановку эпизод в Тбилиси, которого нет в фильме Германа.
Можно допустить, что Иван Волков в роли Василия Лопатина чем-то напоминает Юрия Никулина в кино, а Михаил Пореченков в шинели летчика Строганова — Алексея Петренко. Но Светлана Колпакова на Людмилу Гурченко точно не похожа. Обе — особенные. И нельзя сказать, кто лучше.
Артисты играли вместе со своими детьми
К слову, когда Герман подбирал актера на главную роль, в числе претендентов оказался Николай Волков — отец Ивана, который теперь играет Лопатина в МХТ. Иван же написал музыку к спектаклю, в котором также играет его младшая дочь Александра. Вместе с сыном Светланы Колпаковой Андреем. Совместное участие в постановке наложило на актеров-родителей дополнительную ответственность — следить не только за собственной ролью, но и за своими чадами. Они, к счастью, не подвели.
Михаил Пореченков признался, что для него главным стало сыграть Строганова не хуже Алексея Петренко. Ни в коем случае не скопировать (в случае с Петренко, его речью, манерами, это, пожалуй, и невозможно), а, оставшись самим собой, сделать монолог летчика в поезде таким же пронзительным, пробивающим зрителя на слезу.
Для самого актера 9 мая — праздник скорее печальный. Оба его деда погибли на фронте, не успев рассказать внуку, каково там было...
В постановке Марины Брусникиной также заняты Илья Козырев, Алексей Варущенко и другие артисты МХТ.
Следующий показ спектакля «Двадцать дней без войны» запланирован на 22 июня.
Бомба уничтожила декорации
Все это время в Зеленом фойе МХТ будет работать выставка, открытая в преддверии Дня Победы, — «Московский Художественный театр. 1941–1945». Сотрудники музея достали из архивов воспоминания актеров о тех страшных годах, фотографии, дневники, письма, эскизы декораций, расписание концертов в госпиталях.
Вспомнить-то есть что. Великую Отечественную артисты встретили на гастролях в Минске. В первый же день начались бомбежки, а на третий — бомба, попавшая в здание театра, уничтожила декорации нескольких спектаклей. Труппа хотела вернуться в Москву, но из столицы пришла телеграмма: «Продолжать гастроли». Взяв ответственность на себя, Иван Москвин чуть ли не пешком вывел сотрудников театра из Минска, чем заслужил прозвище «маршал».
В октябре 1941-го из Москвы пришлось эвакуироваться в Саратов. А когда война дошла и туда, пришлось всему театру перебираться в Свердловск. И продолжать работать — ставить спектакли, играть, выступать перед ранеными в госпиталях, участвовать во фронтовых бригадах. А еще — поддерживать бойцов продуктовыми посылками и письмами.
Только первый директор Музея МХАТ Николай Телешов наотрез отказался уезжать из Москвы, считая главной задачей сохранить фонды. И во многом благодаря этому человеку мы знаем сегодня, как выжил Московский Художественный во время войны.