Александра Акинцева: «Чертежи воспринимаю как картины»
Окончание, начало здесь
Молодой ученый Александра Акинцева в стенах Южно-Уральского государственного университета получила три высших образования. Кандидат технических наук ведет успешную научно-педагогическую деятельность. Между тем путь к знаниям был тернистым. Достаточно сказать, что в школе Александру чуть было не оставили на второй год, и ей довелось узнать не понаслышке, что такое органы опеки.
Наша беседа началась с неожиданного признания и коснулась многих любопытных тем. Почему надо искать научное решение, когда оно уже есть? Как пережить разочарование? В чем магия раннего утра? Зачем ученому система Станиславского?
Справка «АН»
Александра Викторовна Акинцева, кандидат технических наук, доцент кафедры «Техника, технологии и строительство» ЮУрГУ. В 2009 году с отличием окончила ЮУрГУ по специальности «технология машиностроения», в 2010-м — по специальности «экономика и управление на предприятии (машиностроение)», в 2012-м — по специальности «преподаватель высшей школы». Возглавляла работу по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. Лауреат конкурса «Молодой ученый», проводимого Российской инженерной академией. В 2022 году стала победителем областного конкурса фундаментальных и прикладных научных проектов. Является автором более 120 научных публикаций и четырех учебных пособий, получила семь свидетельств о регистрации программ. Удостоена благодарности Министерства науки и высшего образования РФ.
Отважный человек
— Студенты получают уже известное адаптированное знание, а ученый — отважный человек. Он первый предлагает то, чего, по общему мнению, быть не может. Идет туда, куда никто до него не ходил. Даже когда тебе говорят «есть решение, все уже давно доказано. Зачем этим заниматься?», ты все равно будешь пытаться доказать, что твое решение тоже верно, а, возможно, и опровергает предыдущее общепринятое. При этом ты ведь можешь и заблуждаться…
— И тогда вся работа впустую?
— Бывает и такое. Только представьте: восемь месяцев ты каждый день трудился, а потом обнаруживаешь у себя ошибку. Но с другой стороны… это ведь тоже результат. Уже знаешь, где тупик, будешь искать другие пути.
— Представила… Как вы это пережили? Такое разочарование!
— Знаете, я закаленная. В моей жизни было много испытаний. Но я всегда видела цель и понимала, что она достижима.
…Однажды муж застал меня дома в слезах. Плакала, потому что формула не решалась. Он был удивлен, причем не впервые в этот день: «Странные вы, ученые… Сегодня на нашем предприятии что-то пошло не так, у научного сотрудника слетела созданная им установка. Так он кинулся руками ее ловить, хотя вес там был огромный, удержать его было нереально. Каким-то чудом установка за что-то зацепилась, и он не пострадал. Ты тут из-за формулы ревешь, человек жизнь хотел отдать за науку… Прямо затмение какое-то сегодня».
Муж, кстати, — тоже выпускник ЮУрГУ, с этого месяца будет преподавать. У него тоже три высших образования, и он прямо фанат нашего университета. Все время его с МГУ сравнивает. Причем это не только шпиля на главном корпусе касается, но и в целом уровня образования.
Вообще, приятно работать в вузе с хорошей репутацией. Я защищалась в Севастополе, там была целая плеяда бывших наших сотрудников, которые еще в советское время туда переехали. Так они с таким уважением относились! Слово «ЮУрГУ» действует магически. И в Барнауле, и в Новосибирске, где получала заключение перед защитой диссертации, о нас хорошо отзываются.
Кстати, в жизни моего научного руководителя я первый защитившийся кандидат. Надеюсь, что к защите моей докторской он станет профессором. Было бы заслуженно. Он так скрупулезно с магистрантами и аспирантами занимается! Готов с утра до вечера бегать с книжкой за ними...
— Ну вы-то от научного руководителя не убегаете?
— Нет, конечно (смеется). Он вообще считает, что я ему подарила вторую молодость, поскольку развиваю наше общее научное направление. Суть его, если уж совсем по-простому сформулировать, в следующем. Машина состоит из деталей. Эти валы, карданы, двигатели… — все вплоть до гаечки кто-то где-то изготавливает из кусков металла. Моя задача как инженера описать техпроцесс изготовления. А в науке моя основная задача — создать, как сейчас говорят, цифровой двойник, смоделировать процесс обработки и подобрать оптимальные режимы резки металла, чтобы не было брака. То есть речь идет о технологическом сопровождении всей операции, которое влияет не только на производительность, но и на качество продукта, его себестоимость.
Я бьюсь за точность механической обработки, и в этом конкурентное преимущество моей научной работы. Бьюсь так неистово, что научный руководитель порой меня даже притормаживает…
— А что плохого в этой битве?
— Ну ты же не можешь восемь томов докторской написать. Нужно уложиться в заданный объем, распределить силы.
Обстоятельства и цели
— Помните момент, когда впервые почувствовали любовь к металлу?
— В четыре года я увидела станки, когда дед, работавший тогда начальником цеха, привел меня на завод. Мне так понравилась золотистая металлическая стружка, что я начала набивать ею карманы. До сих пор помню этот цех, металл красивый… Да все красивое, что производится. Обработали детальки, собрали двигатель — а потом самолет поднялся в небо. Чудо ведь! Сколько человек было задействовано, чтобы это произошло!
…Я никогда не искала славы. Если ты, занимаясь любимым делом, толику своего труда вложил в какой-то проект — уже хорошо. Ну и трудностей не бояться — такое у меня жизненное кредо.
— Научились их преодолевать?
— …Отвечу, что научилась, а жизнь скажет: «Вот сейчас тебя удивлю…». Есть хорошая поговорка: «Когда думал, что достиг дна, снизу постучали».
— Тем не менее вы сохраняете оптимизм.
— А как по-другому? Моя любимая книга «Петр I» Алексея Толстого. Сколько было противоречий! Петр не должен был сесть на трон...
В связи с жизненными обстоятельствами мне не светило даже одно высшее образование. Я знаю, что такое низкий социальный статус. В подростковом возрасте осталась без родителей. Меня воспитывала бабушка. Помню, как в наш дом приходили представители органов опеки. Слышала, как они говорили про меня: «Ну с ней все понятно…». Так хотелось воскликнуть: «Что вам понятно?! Еще узнаете, чего я в этой жизни добьюсь…». Бабушка сняла с книжки все деньги, чтобы подготовить меня к поступлению в вуз. В меня никто не верил, а она поверила.
…Бабушка застала защиту моей кандидатской. Очень за меня была рада. Я бы хотела пожелать ребятам, возможно, оказавшимся в непростой ситуации, никогда не сдаваться. Найдите дело, которое станет любимым, выберите цель. Это очень поможет в жизни.
— А Станиславского вы зачем штудировали?
— Я очень боялась первый раз выступать с научным докладом. Думала, что никогда не смогу это осуществить. Готовилась капитально, даже читала книги по актерскому мастерству. Это мне психолог с нашей кафедры посоветовала. И ведь, правда, помог Станиславский. Сейчас для меня публичное выступление вообще не составляет труда. Наоборот, приятно. Рассуждаю на свою любимую тему, а все меня вынуждены внимательно слушать.