Последний поход
Со времени гибели «Курска» прошла четверть века. В родной земле нашли упокоение погибшие подводники, которых отдало ревнивое море. На мемориале в Видяево, открытом 12 августа 2002 года, есть строчка из письма Дмитрия Колесникова: «Отчаиваться не надо…» Мы и не отчаиваемся, но мы помним вас, и строятся новые субмарины, которые бороздят воды всех океанов, защищая рубежи нашей Родины.
Первый памятник «Курску» установлен в Северодвинске на воинском мемориале на Яграх на сороковой день со дня гибели АПЛ «Курск». А в дни, когда происходило поднятие лодки со дна Баренцева моря, 20 сентября 2001 года, в учебном отряде был установлен памятный знак всем морякам-подводникам, погибшим при исполнении воинского долга, которые проходили здесь обучение, в том числе 39 членам экипажа АПЛ «Курск».
На своём авторском маршруте «Улица в честь Первомая» конкурса «Народный экскурсовод» я рассказываю о наших земляках — трёх погибших членах экипажа: Андрее Дрюченко, Сергее Грязных и Сергее Узком.
Андрей Николаевич Дрюченко
Андрею Николаевичу Дрюченко было всего 20 лет, он служил электриком электротехнического дивизиона БЧ-5. Это был очень исполнительный и старательный матрос, именно так о нём отзывались члены экипажа.
Сергей Викторович Грязных
Мичман Сергей Викторович Грязных, техник вычислительной группы БЧ-7, погиб одним из первых в день рождения жены, оставив её 22-летней вдовой с пятимесячным сыном.
Сергей Васильевич Узкий
Сергей Васильевич Узкий, закончив школу, поступил в ВВМУПП имени Ленинского комсомола, а после его окончания попал в экипаж подводной лодки «Курск». Во время учебы в школе занимался в секции дзюдо, сейчас в городе проводятся соревнования его имени. К моменту гибели был он старшим лейтенантом и командиром группы целеуказания ракетной боевой части БЧ-2. Его я знала лично, так же как и его отца, который рассказывал во время наших совместных прогулок с собаками о своём сыне-сорвиголове, о его увлечениях и его друзьях. Дело в том, что мой сын Алексей учился в том же училище и к моменту поступления Сергея был уже на четвёртом курсе и Василий просил его присматривать за Сергеем. Сергей всем говорил, что он непременно станет адмиралом.
Со времени гибели «Курска» прошло четверть века. Нашли упокоение в родной земле погибшие подводники, выросли дети, даже сыну погибшего Сергея Грязных уже 25 лет. Некоторые из них уже стали дедами, я уверена, что все они чтут память своих героических родственников.
«Кто о смерти скажет нам
пару честных слов?
Жаль, нет черных ящиков
у павших моряков.
Карандаш ломается, холодно, темно,
Капитан Колесников пишет нам письмо.
Нас осталось несколько
на голодном дне.
Два отсека взорвано, да три еще в огне.
Знаю — нет спасения,
но если веришь — жди,
Ты найдёшь письмо мое на своей груди.
«Курск» могилой рваною дёрнулся,
застыл,
На прощанье разрубил канаты
ржавых жил.
Над водою пасмурно, чайки, корабли,
На земле подлодка спит,
но как далеко от земли.
После о случившемся долго будут врать.
Расскажет ли комиссия,
как трудно умирать?
Кто из вас, ровесники,
кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников
пишет нам письмо».
Светлана ГОЛОВКИНА
Фото из сборника «Курск. 20 лет спустя»
Сообщение Последний поход появились сначала на Северный рабочий.