Опубликован фотоотчет с фестиваля «Марсово поле» 2025
Увидеть воочию эпизод Отечественной войны 1812 года получили возможность многочисленные гости IX фестиваля исторической реконструкции «Марсово поле», прошедшего 10 августа 2025 близ микрорайона Шуист. ФОТО.
Свои мушкетеры
Рожденный по инициативе «снизу», а точнее, по доброй воле пензенского историка и общественного деятеля Томаса Янчаускаса, фестиваль пользуется огромной популярностью. Существующий, преимущественно, на частные пожертвования, за десять лет он обрел свое постоянное место проведения, массу поклонников из разных уголков России, свою неповторимую атмосферу. С каждым годом он приковывает все больше внимания, став практически народным. Специфика его в том, что и участники, и гости – люди, увлеченные историей, и большие патриоты своей страны.Как, например, реконструктор из Брянской области, скульптор-монументалист, заслуженный художник России Александр Ромашевский. Взгляд невольно выделяет его из толпы русских солдат эпохи Наполеоновских войн – на нем генеральская двууголка и соответствующий мундир с золотыми эполетами.
– Я одет в форму генерал-майора пехоты и представляю Севский 34-й пехотный графа Каменского полк. Мой прототип – генерал-майор Русской императорской армии, прошедший путь от рядового солдата до генерала, Федор Алексеевич Луков – поясняет Александр Александрович. – Кстати, до 1811 года наш Севский полк назывался мушкетерским, так что и у нас, а не только во Франции, могли быть свои Д’Артаньяны, Атосы, Портосы и Арамисы.
Исторической реконструкцией Ромашевский занимается уже 36 лет. Побывал на многих известных местах сражений в России и Европе. А все начиналось с глиняных солдатиков, которых будущий скульптор обожал лепить в детстве.
География фестиваля достаточно широка – участники съехались из Москвы, Воронежа, Казани, Рязани, Уфы, Нижнего Новгорода и Самары. Некоторые таким образом проводят летний отпуск с семьями.
Марина Черницына из Воронежа по сюжету – маркитантка Литовского уланского полка. На «Марсовом поле» находится со своей маленькой дочкой Машей.
– Жалко, муж с нами не смог приехать, обычно мы все вместе участвуем в реконструкциях, – сетует молодая женщина. – Нам это интересно, Маша воспринимает все, как большое занимательное приключение, с удовольствием ночует в палатке и любит кашу из котелка.
О войне настоящей
Нынешний фестиваль был посвящен 210-летию победы Русской армии в Наполеоновских войнах и участникам специальной военной операции, которые сегодня совершают подвиги на настоящих полях сражений. Примета времени: рядом с торговыми рядами расположился мобильный пункт отбора на военную службу по контракту, в числе зрителей – курсанты и солдаты Пензенского артиллерийского инженерного института.Между тем на поле развернулась битва русских и французов. Публике представили эпизод из биографии пензенского дворянина, генерала Николая Столыпина – двоюродного деда великого русского поэта Михаила Лермонтова.
Свой самый известный подвиг он совершил 26 октября 1812 года под Витебском, когда Русская армия гнала наполеоновцев к границе. Командир Ямбургского уланского полка, тогда еще полковник Столыпин, сформировав отряд из драгунского дивизиона и сотни конных калмыков, выступил из Старого села к Островенской заставе, ведущей в Витебск. У деревни Фальково отряд нагнал французскую колонну и атаковал ее из леса.
Бой завершился победой русских воинов.
Зрители устроили реконструкторам настоящую овацию, не хуже, чем на громкой премьере в Большом театре.
– Неправильно думать, что реконструкция – когда большие мальчики играют в войнушку, – утверждает организатор фестиваля Томас Янчаускас. – Это один из методов исторического исследования: восстанавливая какие-то детали быта, боевых действий, элементы одежды и обмундирования, попытаться понять, как развивались события того или иного периода. Фундоментальная наука зачастую не доходит до таких мелочей. В исторических трудах можно проследить общую канву происходившего, но трудно почувствовать живое дыхание времени.
Подобные фестивали делают славное прошлое России намного ближе, и родная страна становится не просто точкой на карте, а сакральным местом, нерушимой связью с нашими предками.