«#NoRussiaNoGame» или «Бойкот равносилен убийству»? Реакция на решение МОК
Стоит признать, что окончательная формулировка МОК оставляет России куда более широкий просто для маневра, чем виделось еще вчера. Статус «олимпийский спортсмен России» кажется приемлемым очень многим, ибо позволяет не загонять ситуацию в тупик при помощи тотального бойкота.
Как бы то ни было, призывов сохранять спокойствие, «включить голову» и принять трезвое, продуманное решение с течением времени становится все больше, а запущенный в путешествие по соцсетям хэштег #NoRussiaNoGame ощутимо сбавил обороты.
Вероятно, ответ на ключевой вопрос современности будет получен 12 декабря по итогам олимпийского собрания, на котором планируется выработать коллективное мнение спортивного сообщества России.
Если Россия скажет «да», на Игры будут допущены только «чистые» спортсмены. Их окончательную «чистоту» определит специальная комиссия МОК под руководством министра транспорта, туризма и социальной экономики Франции, члена независимого органа по допинговому тестированию спортсменов Independent Testing Authority Валери Фурнерон.
Критерии таковы: спортсмен должен выполнить все спортивные нормативы, гарантирующие ему допуск на Олимпиаду; он никогда не был замечен в нарушении антидопинговых правил; сдал все необходимые тесты на допинг перед Играми; готов к дополнительным тестам, которые, возможно, назначит комиссия Фурнерон.
Ехать!
Екатерина Лобышева, бронзовый призер Олимпийских игр по конькобежному спорту:
— Если бы была чиновником или занималась другой работой, я бы сказала: не надо ехать на Олимпиаду при таких условиях, в которые нас заталкивают, будто наша нация недостойна выступления на Олимпиаде. Призывы к бойкоту и их причины мне понятны, но я все же спортсмен, знаю, сколько и кто работал ради участия в этих Играх. Считаю, что каждый спортсмен здесь должен решить индивидуально — стоит ему ехать под нейтральным флагом или нет. Все будут знать, откуда он, что это российский спортсмен.
Александр Зубков, президент Федерации бобслея России:
— Каждый спортсмен должен взвесить все сам, все за и против, — и принять решение.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:
— Нужно исключить эмоции и серьезно проанализировать решения МОК. До того, пока эти вопросы не прояснились, пока не состоится олимпийское собрание и консолидированную точку зрения не сформируют наши спортсмены, делать какие-то заключения представляется преждевременным.
Елена Исинбаева, олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом:
— Хотела бы призвать всех российских спортсменов, которые готовятся к Олимпийским играм в Пхенчхане, ни в коем случае не отчаиваться и ни в коем случае не делать глупостей типа бойкота или еще чего-то. Это явно того не стоит. Под нейтральным флагом я бы ехать отказалась, но при тех условиях, которые МОК предложил сейчас — как «олимпийский спортсмен из России» в момент презентации, в момент награждения, в микст-зоне, — я бы согласилась. Мне таких шансов в прошлом году не давали, а если бы дали, я бы им воспользовалась.
Татьяна Навка, олимпийская чемпионка по фигурному катанию:
— То, что случилось, — уже случилось, и ничего не изменить, к сожалению! Это жутчайшая несправедливость по отношению к спортсменам. И теперь лишать их возможности участия, на мой взгляд, недопустимо! Каждый спортсмен сам по себе является флагом нашей страны. Чтобы попасть на Олимпиаду, не говорю уже бороться на ней за пьедестал, нужно пройти каторжный путь. Многие спортсмены уже доказали, что они лучшие на планете, и не дать им возможность завоевать олимпийскую медаль, получить то, к чему они шли всю свою жизнь, равносильно убийству.
Максим Сушинский, чемпион мира по хоккею:
— Даже без флага и гимна мы останемся русскими. Патриотизм не в государственных символах, а в сердце. Да, нам не разрешили флаг. Но если ребята выиграют Олимпиаду, то Россия будет знать, кто это сделал. Если команда поедет в Корею, то это будет шаг к популяризации нашей игры и сплочению, потому что все понимают, что здесь больше политики, чем спорта. Спортсмены в любом случае ни при чем.
Борис Михайлов, олимпийский чемпион по хоккею:
— С решением МОК я категорически не согласен, но зачем лишать спортсменов участия в Олимпийских играх? Надо ехать и доказывать, что, невзирая ни на что, мы готовы биться. Участвуя в Олимпийских играх, мы всему миру докажем, что мы сильнее и сплоченнее духом.
Александр Карелин, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе:
— Считаю, что наши спортсмены должны ехать, и это должно быть государственным решением. МОК оставил для нас приоткрытой дверь. Мы должны воспользоваться этой возможностью. Мы должны и дальше участвовать в обсуждении и решении этой проблемы, и я говорю это не как многословный депутат. Не надо соглашаться со всеми обвинениями. Надо, не торгуясь, требовать более детальных аргументов для обвинений.
Татьяна Лебедева, олимпийская чемпионка по прыжкам в длину:
— Я ожидала, что МОК нас урежет по максимуму, но не предполагала, что мнения в обществе по поводу выступления наших спортсменов в нейтральном статусе будут столь полярными. Если мы откажемся от Пхенчхана, то наступим на те же грабли, что и в 1984 году в Лос-Анджелесе. Мы совершим большую ошибку, если примем решение бойкотировать Игры-2018. МОК не требует от нас признать доклад Макларена. Если мы будем уважать принципы, то можем выйти на закрытие Олимпиады уже под своим флагом.
Илья Ковальчук, чемпион мира по хоккею:
— Ехать на Олимпиаду надо обязательно! Отказаться — значит сдаться! Мы все прекрасно понимаем, что решение МОК — чистая политика и против кого именно она направлена. Но если спортсмены туда поедут, это сплотит страну. Все чистые спортсмены должны ехать. Для многих это будут последние Игры, и другой возможности попасть на Олимпиаду у них больше не возникнет.
Не ехать!
Александр Овечкин, чемпион мира по хоккею:
— Решение МОК необоснованно. Это унизительно, и мне жаль спортсменов. Это огромное горе, это шок. Мне трудно советовать что-либо атлетам в этой ситуации. Но ехать за свой счет и выступать под нейтральным флагом — я не понимаю этого совсем.
Валерий Газзаев, заслуженный тренер России по футболу:
— Решения МОК — политическая провокация, их надо рассматривать только так. На протяжении последних двух лет со стороны международных организаций, в том числе со стороны ВАДА и МОК, было самое жестокое обращение к российскому спорту. МОК зашел в тупик, поскольку допинг является общемировой проблемой и решать ее должны все страны сообща, а не только одна Россия. Я считаю, что ехать на Олимпиаду в Южной Корее под нейтральным флагом будет унижением для России. Конечно, каждый спортсмен должен сам принять это решение, но нужно понимать в какой стране мы живем.
Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы:
— Решение МОК — унижение и оскорбление великой спортивной России. Нельзя с этим мириться, и Россия должна отказаться от участия в ОИ 2018. Гимн и флаг — национальная гордость страны, ради чего спортсмены выходят сражаться. На кону честь страны.
Евгений Малкин, чемпион мира по хоккею:
— Думаю, наши спортсмены не захотят поехать на таких условиях. Это очень большой удар по самолюбию и по всей стране.
Рамзан Кадыров, глава Чечни:
— Россиянам важно выступать под своим флагом. У нас есть Родина, у нас есть наше Отечество! Ни один спортсмен с чеченской пропиской не будет выступать под нейтральным флагом. А тех чеченских спортсменов, которые по всем критериям должны были попасть в сборную и поехать на Олимпиаду, мы будем чествовать как победителей! Политики должны соперничать с политиками, а спортсмены — со спортсменами.
Судиться!
Артем Пацев, спортивный юрист:
— Своим решением исполком полностью изменил предусмотренный Олимпийской хартией порядок допуска спортсменов на Игры. Обычно Национальный олимпийский комитет заявляет спортсменов для участия в Олимпиаде, а МОК подтверждает или отклоняет заявки. В этот раз сделано исключение: российские спортсмены должны выполнять некий спортивный критерий, а потом МОК составит пригласительные списки, определяя, кого он будет в них включать, а кого по каким-то причинам не хочет допускать до Олимпиады: например, если у спортсменов есть допинговая история или упоминание в каком-либо из документов доклада Макларена. Причем МОК оставляет за собой право ввести еще какие-то новые критерии по своему внутреннему убеждению. Решение противоречит олимпийским принципам и статье 44 Олимпийской хартии.
В материале использованы цитаты «Р-Спорт», ТАСС, «Советский спорт», «Спорт-Экспресс», «Чемпионат. com», РБК.