Хранитель памяти. Андрис Лиепа нашел свой путь
Наследник великой балетной династии, он не только пронес через годы свет имени своего отца, легендарного Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического театра имени А. С. Пушкина Маргариты Жигуновой, но и обрел свой уникальный путь.
Сегодня, 6 января, Андрису Марисовичу исполняется 64 года.
И в его пути, как эхо, отразилась семейная история: подобно отцу, он нашел позднее счастье в четвертом браке, который, как и много лет назад, оказался связан с храмом и памятью о Майе Плисецкой.
Его судьба казалась предначертанной: сын великолепного Мариса Лиепы, он с детства впитывал магию балета. Зимние каникулы в рижском доме на улице Сколас, где под строгим взглядом отца он делал первые плие, предопределили будущее. Московское хореографическое училище, победа на международном конкурсе, а затем — сияющая сцена Большого театра. Казалось, он обречен на славу танцовщика. Но судьба внесла жестокую поправку: серьезная травма на гастролях в Вашингтоне оборвала карьеру солиста в расцвете сил. Этот надрыв крестовидных связок стал надломом и точкой невозврата.
Однако талант, ограниченный в одном, прорвался в другом. Из пепла артистической карьеры возродился Лиепа-творец: режиссер, продюсер, художественный руководитель. Возглавив «Кремлевский балет», Андрис Марисович зажег новую звезду — проект «Русские сезоны XXI век», воскрешая детище Дягилева. Его заслуги признаны двумя странами: он — народный артист России и кавалер латвийского ордена Трех звезд.
Личная жизнь: четыре акта драмы
Если сцена была его стихией, то личная жизнь напоминала многоактную драму с яркими, но не всегда счастливыми финалами. Первый, стремительный брак с балериной-звездой Людмилой Семенякой продлился недолго. Второй, с гражданкой США, остался в тени. Третий подарил ему дочь Ксению и долгие годы с балериной Мариинского Екатериной Катковской.
Но особый резонанс вызвал его четвертый, нынешний брак. На пороге 64-летия Андрис Лиепа обвенчался с Аллой в старинном московском храме Воскресения Словущего. И здесь история совершила изящное па-де-де через поколения. Именно в этом храме полвека назад венчался его отец, Марис Лиепа, со своей второй женой — непревзойденной Майей Плисецкой. Их брак, краткий и страстный, стал легендой. Таким образом, Андрис, сам того не планируя, повторил не только «четвертый» семейный счет, но и связал свою новую жизнь с сакральным местом, хранящим память о великом романе отца и примы.
От лютеранства к православию: путь к вере
Перелом в карьере совпал с глубоким духовным переворотом. Крещеный в лютеранстве, как и отец, он обрел православие после подарка — иконки Ксении Петербургской. Это стало его путеводной звездой. Сегодня он — член Патриаршего совета по культуре, построил дом у стен Дивеевского монастыря. Его вера деятельна: вместе с сестрой Илзе он занимается благотворительностью, передает иконы в храмы, борется за сохранение памяти отца, мечтая о музее в Риге.
