«Не словом, а делом»: интервью с Валентиной Ивановой
Долголетняя традиция
– Благотворительную акцию «Здравствуй, школа!»0+ мы проводим уже 37 лет. Ее цель – помочь подготовиться к учебному году детям из малообеспеченных, приемных, неполных, опекунских семей, воспитанникам интернатных учреждений, реабилитационных центров. Это подопечные Детского фонда, которые обращаются к нам за поддержкой.
– Как организован процесс сбора заявок и распределения помощи?
– Традиционно мы объявляем сбор с 1 июля, потому что заканчивается учебный год, и родители начинают приносить заявления, чтобы мы включили их в список на помощь. Официально прием заявлений стартует 1 августа, но комплексные центры и школы присылают их заранее, поэтому работа начинается раньше. Например, мы ежегодно получаем списки из Котельничского комплексного центра, который курирует Орловский, Свечинский, Шабалинский и Даровской районы. Там указывают количество первоклассников и семей в каждом из районов, нуждающихся в поддержке. На основе этих данных мы форми-руем наборы и отправляем их либо напрямую в районы, либо через центр, который затем распределяет помощь.
Или, например, давно работаем с Уржумской епархией. Они помогают доставлять помощь в отдаленные села, куда сложно добраться. Мы передаем им одежду и школьные принадлежности, зная, что всё дойдет до конкретной семьи. Они же нам потом предоставляют подписанные списки получателей – это гарантия прозрачности.
Заявки поступают и от детских домов, и от домов-интернатов. Мы знаем, сколько детей в каждом учреждении. Организации могут прислать заявки не на весь школьный комплект, а выборочно: например, указать необходимое количество тетрадей, ручек и других канцелярских принадлежностей. Поэтому отправляем запрашиваемый объем товаров и заранее формируем для них нужное количество школьно-письменных принадлежностей.
– При этом в каком-то классе нужны цветная бумага или картон, а в каком-то нет...
– Понимаете, что удивительно? Сейчас мы комплектуем наборы для школьников, учитывая возрастные потребности. Например, цветная бумага не нужна в седьмом классе, как и пластилин. Мы всё это учитываем при комплектовании наборов. Но после линейки 1 сентября начинаются звонки – оказывается, нужна тетрадь не с обычной, а с широкой клеткой или линией с другим расположением полей. Родителям и без того сложно собрать ребенка в школу, а требования учебных заведений могут различаться, что усложняет процесс.
– Как вы решаете подобные ситуации? Если приходят с запросом, оперативно заменяете?
– Мы заранее прогнозируем возможные потребности. Например, предусматриваем тетради и с обычной, и с крупной клеткой, с полями слева или справа. Если чего-то нет в запасах – оперативно ищем и докупаем с помощью спонсоров.
Деньги или дети?
– Как вы оцениваете эффективность мер поддержки семей с детьми? Сейчас много говорят о различных пособиях, но жизнь дорожает, и некоторые опасаются, что неблагополучные семьи могут рожать детей ради денег.
– Вы посмотрите, сколько сейчас стоит школьная форма! Пришла мамочка, у неё четверо детей, и тройняшки идут в первый класс. Школьная форма на одного ребенка с фартучком и прочим – 6 тысяч, а ей нужно сразу на троих. Плюс обувь – не только для улицы, но и для спортзала. Я уже не говорю о школьно-письменных принадлежностях, потому что тетрадка с ручкой сейчас стоит не как в наше время – 5 копеек. Даже с пособиями она говорит: «Мне стыдно обращаться, но я не смогу подготовить детей к школе».
А взять приемного ребенка? Мы говорим: «Каждый ребенок должен жить в семье». Это всё правильно, ребенку нужна семья. Но надо понимать, во сколько это обойдется: одежда, питание…
Есть и другая сторона, не надо этого скрывать. Мы получили письмо из района от семьи с четырьмя детьми: «Есть нечего, одеть не во что, к школе надо готовиться. И пятое-десятое». Первым делом связываюсь с районом (мы же проверяем информацию). Мне говорят: «Валентина Ивановна, вы приезжайте к нам, мы такую экскурсию покажем... От их дома до нашего сельмага такие бутылочки красивые увидите». Они получают пособие, но первым делом не о детях думают. Ну, вы поняли.
Вот почему я считаю (и давно об этом говорю): если семья неблагополучная, лучше деньги передать через проверенные организации, которые купят всё необходимое и отчитаются за каждую копейку. А то они получили пособие – и в магазин, получили – и в магазин. А дети ничего не видят.
– Может, в этой ситуации есть смысл подумать о создании специального оператора?
– Конечно, нужен механизм, чтобы деньги доходили именно до детей. В каждом районе есть центры соцпомощи, есть поселковые советы, сейчас, знаю, создаются женские советы и тому подобное – можно их привлекать. Чтобы было понятно, что деньги уходят на те же продукты питания и у ребенка сегодня будет каша, молоко, хлеб. Эту проблему необходимо решать на региональном или даже федеральном уровне, но решать нужно.
Щедрые сердца
– Вам помогают предприятия. Это, наверное, ваши постоянные партнеры?
– Да, и я очень благодарна нашим постоянным партнерам. Например, Центральный банк годами поддерживает нас: они повторяют наше объявление о сборе в школу в коллективе и собирают вещи. Просто кланяюсь им: уже много лет приносят большое количество.
Или возьмем завод «Авитек». Они обеспечивают наборы для первоклассников, детей своих сотрудников, и точно такие же наборы привозят нам. Вы понимаете, о чём я? Это не просто благотворительность, это про равное отношение к семьям своих работников и семьям, которые проходят через Детский фонд.
А, к примеру, предприниматель Дмитрий Захваткин ежегодно перед 1 сентября приво-зит по 10 готовых комплектов – к Новому году и Дню защиты детей. Ничего не спрашивает. Просто привозит, потому что хочет помочь. И таких предприятий и людей много. Разве мы бы смогли организовывать эту акцию 37 лет подряд без них? Такая поддержка – не просто благотворительность, а искренняя забота о семьях, которые обращаются в наш фонд. Без этих людей мы бы не справились.
– Откуда вы еще берёте вещи, которые передаете нуждающимся? Их приносят жертвователи, или вы сотрудничаете с магазинами?
– Уже второй год мы для себя определили, что у нас должен быть «Щедрый склад». Потому что нас часто заваливают подержанными вещами, но, к сожалению, у кировчан пока не сформировалась культура их сдачи в надлежащем состоянии. Нам нередко приносят вещи в плохом состоянии – грязные, рваные, скомканные – просто чтобы избавиться от них. Поэтому мы дважды в год организуем «Щедрый склад». У нас есть зал, и мы оформляем его как в магазине: развешиваем вещи, чтобы люди могли выбрать нужное.
Сейчас мы временно прекратили принимать подержанные вещи, потому что магазины передают нам новые – с бирками, из нераспроданных коллекций. Но мы всё равно принимаем такие вещи по запросу – например, для новорождённых или школьников. Но у нас просто не хватает рук, чтобы всё это разбирать, стирать, гладить и приводить в порядок, поэтому просим приносить вещи в хорошем состоянии.
– А спортинвентарь? Например, мячи, лыжи?
– Это мы всё принимаем.
– Как вы организуете хранение и распределение крупных вещей? Помещение у вас не очень большое, насколько я помню.
– У нас небольшое, но мы, если принимаем вещи, то сразу находим им адресата. Например, если к нам поступает звонок о детской кроватке, мы связываемся с семьёй, которой она нужна, и договариваемся о передаче. Говорим маме: «Позвоните по этому номеру и скажите, что от Детского фонда». Так же работаем с инвалидными колясками или мебелью – мы не храним их, а сразу находим тех, кому они необходимы.
Сейчас, например, у нас большая потребность в постельных принадлежностях – одеялах, подушках, наволочках. Раньше их было много, но сейчас стало меньше, а запросы остаются.
– Малый бизнес тоже помогает?
– Кировчане – люди с щедрым сердцем, многие помогают. Видят информацию – начинают нести вещи. Поддерживают и обычные люди, и малый бизнес.
Вот сегодня пришёл мужчина – он постоянный жертвователь. Я по-простому называю – даритель. Поздоровался и говорит: «Я принес два новых рюкзака для детей». Или, например, одна женщина из Нижнеивкино уже 25 лет (я посмотрела, у нас же все ведомости есть) ежемесячно отправляет по 1000-1500 рублей.
Кто-то приходит и спрашивает: «Что конкретно нужно сейчас?». Говорим, что, к примеру, сейчас нужнее цветная бумага, чем белый картон. И знаете, особенно трогательно, когда пожилые кировчане приносят карандаши ещё с советских времён. Говорят: «Дочка, вот, возьмите, пусть детям пригодится».
А потом начнётся учебный год. И в этом плане я хочу сказать: некоторые школы, которые давно с нами дружат, правильно понимают ситуацию. Они начинают сбор не только поддержанных вещей, книг и тому подобного, но и школьно-письменных принадлежностей. У нас есть, например, православная гимназия, школы № 53, 51, 59, 70… Много таких. Они собирают у себя для нас. И когда приносят, там бывает упаковка: «Первый "А", второй "Б"». В классе собрали.
И знаете, что интересно? В некоторых таких посылках встречаются вложения. «Юный друг, я тебя не знаю, но посылаю тебе две тетрадки и одну ручку». На маленькой открыточке или что-то нарисовано. Это очень радует, особенно когда мы такие посылочки отправляем в реабилитационный центр, больницу. Это много значит.
– Если человек не может помочь финансово или принести какие-то вещи, может ли он поддержать вашу организацию другим способом? Например, помочь с транспортом – отвезти или привезти что-то?
– Такой поддержке тоже очень благодарны. Иногда я даже шучу, что мы немного спекулируем этой возможностью: то подарки нужно отвезти, то вещи, и мы обращаемся к тем, кто готов помочь с транспортом. У нас ведь своего нет, вся деятельность Детского фонда основана на благотворительности, поэтому такие предложения для нас бесценны.
Нам звонят: «У меня машина, готов помогать». Человек оставляет телефон, и мы звоним, когда требуется помощь.
Сейчас, например, идёт подготовка ко Дню знаний – и такие вещи очень упрощают организацию. А сам праздник, конечно, проведем!
– Книги тоже принимаете? Они сейчас безумных денег стоят.
– Мы не то слово принимаем, иногда принимаем целые библиотеки! Если вы не можете привезти – дайте знать, мы увезём от вас, потому что книги идут нарасхват.
Я сама библиотекарь по образованию и знаю цену книги. И знаете, что меня ра-дует? Когда спрашивают: «А Пушкин есть? А Толстой у вас есть? А «Война и мир» есть? Ой, дайте Крылова!» – вот это. У нас сейчас голод на книги.
Спасибо ребятам из школ, которые собирают большое количество книг. Мы в летнее время открываем у себя, около Детского фонда, такой «развал» – книги, собрания сочинений мгновенно уходят! Так что они нам очень нужны. Нужны, чтобы сегодняшнее поколение продолжало читать. Приносите!
– Можно ли приносить излишки урожая?
– Да, конечно! Их тоже принимаем, и расходятся мгновенно. Мы знаем, кому отнести, или люди сами забирают. Берем картофель, морковь, ягоды, тыкву, кабачки, зелень, лук, чеснок – всё, что выросло в огороде. Всё это можно приносить. Некоторые возят из сада сразу к нам. Консервацию не берем.
Звонить предварительно не надо. Двери Детского фонда всегда открыты по будням с 8 часов до 17.
Это один из материалов свежего еженедельного номера газеты «Бизнес Новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.