Налоговая перезагрузка — материалы газеты
В числе предложенийМинфина РФ:
▶ Повышение НДС. Предлагается повышение стандартной ставки НДС на 2 п.п. (с 20% до 22%). «При этом льготная ставка 10% сохраняется для всех социально значимых товаров – продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и другие», – прокомментировали в федеральном ведомстве.
▶ Снижение порога для «упрощёнщиков». Снижается порог доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей. «Решение направлено против схем дробления бизнеса с целью минимизации налогов. Снижение порога до 10 млн рублей позволит эффективнее бороться с «дроблением», а растущему бизнесу обеспечит плавный переход к общим условиям налогообложения», – пояснили в Минфине РФ.
▶ Отмена льгот по страховым взносам. Для ряда сфер (торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и др.) устанавливаются общие тарифы (30 % до предельной базы и 15% свыше базы). При этом для приоритетных отраслей МСП (обработка, производство, транспорт, электроника и др.) сохраняется пониженный тариф страховых взносов. «Пониженные тарифы для МСП вводились как временная мера в период ковида для удержания безработицы на низком уровне. Затем льгота продлевалась по просьбе бизнеса и решила свою задачу: в секторе МСП отмечается устойчивая положительная динамика. Теперь уже мера не решает задачу по сохранению занятости, в связи с чем предлагается ее переформатировать», – заявили федеральные чиновники.
Мнение экспертов: риски, прогнозы и цепная реакция
Деловое сообщество встревожено не только содержанием инициатив, но и скоростью, а также масштабом предстоящих изменений. Эксперты «Бизнес новостей» оценивают потенциальные последствия с разных точек зрения.
Евгений Колупаев, директор ООО «Фирма Аудит», акцентировал внимание на планах по двум глобальным изменениям НДС:
– Первое – это повышение общей ставки НДС с 20% до 22% для многих, кто применяет общую систему налогообложения. Второе изменение касается «упрощёнщиков»: лимит для льготы по освобождению от НДС планируется понизить с 60 млн до 10 миллионов рублей. Это означает, что сейчас плательщики УСН платят НДС 5% при выручке свыше 60 миллионов, а будут платить при превышении 10 миллионов. Если раньше говорили, что это затронет лишь 3% плательщиков УСН, то в случае одобрения инициатив затронет очень многих. Не затронет лишь совсем микробизнес с доходом менее 1 млн в месяц, это уже близко к самозанятости. Надо понимать, что глобально это налог, перекладываемый на клиента, эти 5% добавятся к цене товаров или услуг, – прокомментировал Евгений Колупаев.
В качестве одного из советов он предложил начать добавлять в новые договоры примерно такую оговорку: «На момент подписания договора поставщик (продавец, исполнитель, подрядчик) не является плательщиком НДС, поэтому стоимость товаров (работ, услуг) не включает в себя сумму НДС. Однако, если в силу норм законодательства поставщик (продавец, исполнитель, подрядчик) обязан будет уплачивать НДС, то сумма НДС должна быть добавлена к указанной выше стоимости товаров (работ, услуг) дополнительно».
Комментируя предлагаемую отмену льготы по страховым взносам, он пояснил: «Сейчас малый бизнес платит взносы по дифференцированной ставке: 30% – с суммы в полтора МРОТ, и 15% – с суммы сверх этого. В этом есть смысл, потому что речь идет об обелении бизнеса, выплате белых зарплат, при которых можно рассчитывать на пониженную ставку. Эту льготу планируют отменить, и 30% будут платить очень многие. На мой взгляд, такое решение в первую очередь коснется малого бизнеса, который и так платит зарплату официально, и увеличит маржинальность для тех, кто уклоняется от этого».
Константин Кропанев, эксперт по финансам, рассматривает инициативы в контексте макроэкономической ситуации. Комментируя предложение о повышении НДС, он отметил:
– В бюджете на следующий год уже запланирован дефицит порядка 4 трлн руб., который надо как-то закрывать, а повышение НДС даст по разным оценкам дополнительного дохода 1-1,5 трлн рублей. Но нельзя не учитывать, что увеличение ставки НДС приведет к росту инфляции примерно на 1%, так что ждать быстрого снижения ключевой ставки ниже 14% даже в следующем году вряд ли стоит. Не все предприниматели смогут перенести выросшие затраты от повышения налогов на потребителя, и тогда придется снизить свою маржинальность, а если есть еще и кредиты, то перекредитоваться под низкую ставку будет крайне сложно.
Что касается снижения порога для УСН, то Кропанев видит в этом системный тренд: «Надо понимать, что мы постепенно идем в направлении отказа от льготных форм налогообложения, в том числе и для МСП. Если примут данные поправки, это также приведет не только к серьезному росту налоговой нагрузки на мелкий бизнес, но и создаст дополнительные издержки на администрирование этого налога. Но в то же время сделает нерентабельным схемы с дроблением бизнеса с целью ухода от НДС».
Татьяна Максимчук, основатель и руководитель компании «Бухгалтер и Я», затронула операционные последствия для малого бизнеса и эмоциональный фон в предпринимательской среде.
– Честно, я пока нахожусь на стадии отрицания. Я не верю, что это случится так быстро, то есть с 2026 года, и так резко: и одновременное поднятие ставки по НДС, и снижение в шесть раз лимитов по «упрощёнке» для НДС, и отмена льгот по страховым взносам. Ну да, про последнюю говорили уже достаточно давно, в принципе, скорее всего, этот вопрос уже был решенным, – сказала эксперт.
Комментируя инициативу о повышении лимита для упрощёнцев, она пояснила: «Это коснется в основном не среднего – средний уже платит НДС. Коснется микробизнеса. Это в первую очередь сфера услуг: ремонтные, обучающие, профессиональные, бытовые. Именно эти предприниматели, если их оборот превысит 10 млн рублей в год, будут вынуждены впервые столкнуться с полноценным администрированием НДС. Они раньше не платили этот налог, не имели дела с этой отчетностью, не содержали бухгалтера.
Эксперт прогнозирует цепную реакцию, в частности, инфляцию, «потому что все бизнесы будут вынуждены поднять цены», а «многие и сейчас уже работают с кассовыми разрывами». Она обратила внимание и на кумулятивный эффект от введения НДС в цепочке поставок: «Чтобы что-то купить, надо сначала продать. А покупатель будет покупать тоже у поставщика, который тоже накинул там эти условных 5 процентов, его поставщики тоже накинули 5 процентов. В среднем, предприниматели сейчас прогнозируют рост своих цен на 20-30 процентов».
При этом эксперт отмечает, что часть «белого» бизнеса поддерживает инициативу по НДС, так как она нивелирует ценовое преимущество тех, кто использовал схемы дробления. «Государство никогда не скрывало, что в конце концов все будут платить НДС. Я давно знала, что это случится, но скорость развития событий какая-то космическая».
В качестве совета эксперт призвала переходить к осознанному финансовому управлению. «Экономика меняется, и пора признать: управлять бизнесом «на коленке» или «на кончиках пальцев» больше невозможно. Ключевой шаг к адаптации – не интуитивное сокращение издержек, а понимание реальной финансовой модели компании. Где вы на самом деле зарабатываете, а где теряете? Если ваш финансовый анализ сводится к формуле «пришло-ушло», вы не видите и половины картины. Наступило время для точечных, просчитанных решений. Нужно понимать, какие инвестиции в изменения будут эффективны, а какие станут «мертвому припаркой». Пришло время осознанного бизнеса, но нам не дали времени перестроиться», – резюмировала Татьяна Максимчук.
Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес Новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.