Заросли и аварийные фасады: как выглядит Театральный спуск спустя 8 лет после крупного пожара
Восемь лет прошло с масштабного пожара на Театральном спуске в Ростове, который 21 августа 2017 года прошёл по частной застройке, известной среди местных жителей как Говнярка. Тогда огонь уничтожил десятки домов и оставил без крыши над головой сотни людей.
За это время был вынесен приговор обвиняемым по делу о пожаре на Театральном спуске, а чиновники обещали превратить этот участок в зону общественно-культурного назначения с новой магистралью и пешеходной зоной.
Но спустя восемь лет здесь так ничего и не изменилось — пустыри, аварийные фасады и заросли.
Что стало с Говняркой после крупного пожара, какие воспоминания от 21 августа остались у пострадавших и что обещают сделать на месте сгоревших домов, — в материале donnews.ru. 7 лет суд вынес приговор по делу о пожаре на Театральном спуске, один из подсудимых за это время скончался
21 августа 2017 года пожар на Театральном спуске в Ростове уничтожил больше 100 частных домов, а также унёс жизнь 76-летнего пенсионера. Более 700 человек было признано пострадавшими. Согласно официальной версии, причиной пожара стало замыкание на ЛЭП, которая эксплуатировалась с нарушением пожарных норм.
На скамье подсудимых оказались бывшая замглавы администрации Пролетарского района Марина Беляева, начальник Восточного РЭС филиала ОАО «Донэнерго» Павел Трунов и старший мастер производственного участка Игорь Безземельный.
В октябре 2024 года Пролетарский районный суд признал вину Павла Трунова: ему назначили меру наказания в виде ограничения свободы на 2 года и 2 месяца. Дело в отношении Игоря Безземельного прекратили в связи с его смертью.
А Марина Беляева ещё в августе 2023 года обратилась с ходатайством о прекращении её уголовного дела в связи с истечением срока давности, ходатайство удовлетворили.
Напомним, что изначально самой популярной версией произошедшего был поджог. И большинство потерпевших склонялись именно к ней. К слову, они по-прежнему так считают, даже несмотря на вынесенный по делу приговор. На месте пожара на Театральном спуске — аварийные фасады и заросли
Сейчас та самая территория на Театральном спуске выглядит как лоскутное одеяло: на небольших участках — обвалившиеся стены и остатки фундаментов, рядом — разбросанный мусор. Всё это больше похоже на смесь заброшенных участков, уцелевших и восстановленных домов, временных ограждений.
Кое-где сохранились обломки старых зданий и фрагменты инфраструктуры; в других местах — молодые деревья, проросшие среди кирпичных развалин.
Но среди заброшенных кварталов остались и аккуратно восстановленные дома, где продолжают жить люди. Журналист donnews.ru пообщался с хозяином одного из домов, пострадавших от пожара, — Геннадием Петровым.
Геннадий Петров вспоминает: в день пожара ремонтировали улицу Станиславского, вода была отключена, дул сильный ветер. По его словам, сначала возгорание заметили в восточной части массива, а потом — в западной.
— Огонь перекинулся — и сгорели три квартала, — рассказал Геннадий.
На уточняющий вопрос, не один ли это был поджог, он ответил:
— Конечно, не один, раз там поджигали.
Мужчина также рассказал, что незадолго до пожара к местным жителям приходили неизвестные и предлагали выкупить участки по низкой цене. История Геннадия Петрова
У строителя Геннадия Петрова был участок с флигелем на улице Седова. Позже он возвёл рядом двухэтажный кирпичный дом площадью около 300 квадратных метров. Однако в 2017 году флигель сгорел полностью, а часть дома серьёзно пострадала. Власти признали оба строения непригодными для проживания, хотя сам Петров был уверен, что дом можно восстановить.
Через год после происшествия он рассказывал корреспонденту donnews.ru: чиновники выдали предписание о том, что его дом якобы угрожает третьим лицам. По словам Петрова, это выглядело абсурдно, так как участок был огорожен, но вернуться туда ему всё равно запретили.
Он также рассказал, что власти предложили выплатить компенсацию только за 4 сотки земли, не учитывая стоимость дома. Хотя Петров всего лишь хотел получить адекватную компенсацию за утраченное жильё.
В итоге мужчина отстроил свой дом заново и живёт там же, на Театральном спуске. Всего же после крупного пожара на Театральном спуске было признано непригодными для проживания около 160 домов. На компенсации пострадавшим выделяли деньги из федерального и муниципального бюджетов: часть средств была направлена на покупку нового жилья. На Театральном спуске обещают дорогу и пешеходную зону до набережной, но сроки строительства неизвестны
Спустя несколько лет после крупного пожара городские власти представили масштабные планы развития территории Говнярки. На месте сгоревших кварталов планировались новая дорога, непрерывная пешеходная зона до набережной, перехватывающие парковки, зоны отдыха и смотровые площадки.
Ещё в 2022 году ростовские власти планировали выкупить 70 земельных участков на сумму 374 млн рублей. По замыслу архитекторов, на территории не должно было остаться жилых домов — в генплане закреплялось создание пешеходной эспланады.
Напомним, проектом, который уже прошёл Госэкспертизу, предусмотрено строительство двухполосной магистрали с созданием транспортного кольца, ограниченного улицами Закруткина, Орловской, Театральным и Краснофлотским с организацией одностороннего движения на указанных улицах.
Однако для дороги за год власти выкупили пока только 4 участка из 70. На конец 2024 года было изъято три земельных участка.
Многие собственники формально остаются владельцами участков, и процесс изъятия земли и объектов требует больших сумм и времени.
Как сообщали в администрации Ростова, в 2024 году оценено 9 земельных участков, в 2025 году — пять. Сроки, когда планируется выкупить все участки, не уточняются.
На строительство самой дороги на Театральном спуске уйдёт 2-3 года.