Питер Пауль Рубенс: семейные портреты
Руководя большой студией, он создавал алтарные образы, портреты, исторические полотна, пейзажи, рисунки, масштабные декоративные схемы для интерьеров, эскизы гобеленов и книжные иллюстрации.
Картины Рубенса отличаются бравурными мазками, динамичным движением, насыщенным цветом и впечатляющими световыми эффектами. Они воспевают героев мифов и королевских особ всей Европы.
В перерывах между выполнением многочисленных заказов Рубенс создавал портреты своей семьи. Эти портреты входят в число его самых сокровенных и трогательных произведений.
Раннее образование Рубенса
Великий фламандский художник родился в Зигене (Германия), но в 1589 году его семья переехала в Антверпен (Испанские Нидерланды). Рубенс получил всестороннее классическое образование, и это стало важнейшей основой его интеллектуально вдохновенного творчества. Его первой работой, которую он получил в 13 лет, стала должность пажа в доме графини. Это открыло ему доступ к придворным кругам, которые впоследствии стали средой его профессиональной жизни. Впоследствии Рубенс учился у трёх антверпенских художников.
Самой значительной вехой его художественного образования стала длительная поездка в Италию с 1600 по 1608 год. Он усердно изучал как античное искусство, так и более современные работы: искусство эпохи Возрождения, работы таких художников, как Микеланджело и Тициан, и барокко, включая Караваджо. Занимаясь самообразованием, Рубенс получал заказы от богатых аристократов Генуи, Мантуи (Мантовы) и Рима, а также значительные заказы от католической церкви.
Семейное счастье с Изабеллой
1609 год стал для Рубенса знаменательным годом. Обосновавшись в Антверпене, он был назначен придворным художником правителей Испанских Нидерландов, эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. Кроме того, он женился на Изабелле Брант (1591–1626). Двойной портрет, написанный им в честь этого союза, «Рубенс и Изабелла Брант в беседке с жимолостью», демонстрирует их глубокую связь через рукопожатие. Картина хранится в мюнхенской Старой пинакотеке.
В следующем году он приобрёл участок земли в Антверпене, которым восхищался с детства. Рубенс спроектировал большой дом в итальянском стиле с мастерской, жилым домом и внутренним двором, а также пышным садом, в который можно было попасть через портик. Сегодня всё это — часть музея Рубенса. В профессиональной сфере Рубенс продолжал добиваться больших успехов, выполняя церковные и королевские заказы. Он и Изабелла наслаждались семейным счастьем и рождением троих детей. Рубенс запечатлел свою растущую семью в картинах и рисунках.
Изабелла умерла в 1626 году, вероятно, от чумы. Опустошённый Рубенс с головой окунулся в работу, выполняя дипломатические поручения при королевских дворах Испании и Англии, а также заказы от королей этих стран.
Рубенс снова женился в 1630 году. Он выбрал в жены Елену Фоурмен, что удивило его сверстников. Его покровительница, эрцгерцогиня Изабелла, сделала его «дворянином двора», а король Филипп IV Испанский (её племянник) пожаловал ему дворянский титул; таким образом, Рубенс имел право жениться на аристократке. Но Елена была дочерью богатого антверпенского купца, покровителя и друга Рубенса.
За несколько лет до женитьбы на Елене Рубенс написал портрет харизматичной женщины, ставший одной из самых любимых работ в Лондонской национальной галерее. Картина, известная как Le Chapeau de Paille, считается одним из нескольких портретов старшей сестры Елены, Сюзанны Лунден (1599–1643). Дочь Сюзанны впоследствии вышла замуж за старшего сына Рубенса от первого брака.
Аристократическая муза
Елена славилась своей необыкновенной красотой, и Рубенс предпочёл её характер тщеславию, присущему многим знатным дамам. Разница в возрасте между ними была значительной — на момент свадьбы ей было 16, а ему — 52, но их союз оказался удачным, у них родилось пятеро детей.
Елена была великой музой Рубенса последнего десятилетия его творчества. Он писал её одну или с детьми. Её образ, как идеал женщины, постоянно присутствовал в его мифологических и религиозных произведениях.
«Рубенс, Елена Фоурмен (1614–1673) и их сын Франс (1633–1678)» — одна из величайших картин художника позднего периода его творчества. Эта картина маслом на деревянной панели, написанная около 1635 года, входит в коллекцию Метрополитен-музея и ранее принадлежала герцогам Мальборо, французской ветви семьи Ротшильдов, а также Чарльзу и Джейн Райтсман.
На картине, изображающей «Сад любви», написан идеализированный вариант антверпенского сада, принадлежавшего их семье. В нём присутствуют символы плодородия, такие как кариатида, фонтан и плющ. Попугай, связанный с Девой Марией, символизирует чистоту.
Рубенс изображает себя прогуливающимся с Еленой. Их руки нежно соприкасаются, подобно тому, как это сделано на картине «Беседка», но на этот раз 37-летняя разница в возрасте пары заметна: её рука молодая, а его — обветренная. Благородный статус Рубенса подчёркивается кожаной перевязью для меча, балдрикой, надетой на грудь.
Первым ребёнком пары была девочка. Поскольку на картине изображён только один ребёнок, учёные долгое время считали, что моделью послужила их старшая дочь. Однако в последние годы специалисты по костюмам предположили, что плоский воротник и косой пояс ребёнка указывают на мужской пол и напоминают о наряде Рубенса. Второй ребёнок Рубенса и Елены, сын по имени Франс, учился ходить, и носил поводок и шляпу-буфер.
Центральная часть этой картины — Елена как жена и мать. Франс и Рубенс смотрят на неё, их жесты подчёркивают её присутствие. Научный анализ картины, в частности, рентгенограммы, показал, что Рубенс изобразил голову почти повёрнутой вперёд, прежде чем завершить почтительное отношение своей фигуры к Елене. Позу, похожую на первоначальную позу Рубенса, можно увидеть на картине около 1640 года, изображающей его и его вторую жену в саду, в Старой Пинакотеке.
Творчество Рубенса демонстрирует его новаторский стиль, основанный на сочетании североевропейского реализма, итальянской экспрессивности и классической скульптуры. Его великолепные произведения на протяжении веков оказывали влияние на последующие поколения. Его самые сокровенные работы, изображающие образы его любимой жены Изабеллы, а позднее и Елены, поистине гармонично отражают чувства мужа и творческий потенциал художника.