«Маме и папе в рождество 43-го…»: рассказываем, кем была автор знаменитого альбома об оккупированном Новгороде
Дорогие читатели! Мы продолжаем наш исторический квест к 160-летию Новгородского музея-заповедника и представляем вам автора знаменитого «Альбома Милы».
В 1964 году в Новгородском музее появился экспонат, которому суждено было в течение почти полувека оставаться одной из местных загадок. Тогда музейщики получили посылку из города Иваново – альбом с фотографиями и рисунками Новгорода времён оккупации. В сопроводительном письме бывший фронтовик А. И. Телепоровский сообщал, что этот альбом обнаружил на чердаке одного из немецких домов в конце войны. И больше никакой информации.
«Альбом Милы» – так окрестили тогда новый экспонат. Он оказался уникальным свидетелем жизни оккупированного Новгорода. На его страницах – 155 фотографий: Грановитая палата с портретом Гитлера на стене, Кремль с дымом от взрывов, с башни Кокуй виднеется выжженный город. Есть и несколько вырезок из немецких газет 1942 года – вид истерзанного города и надпись: «Опустошённый Новгород сегодня». И рисунки новгородских достопримечательностей, сделанные, вероятно, незнакомкой Милой.
Обложка альбома была обтянута домотканой холстиной с изображением рыбок – как на гербе Новгорода, но запутавшихся в сетях. На обложке – надпись «Новгород» и чёткие чернильные строки: «Дорогим маме и папе. Рождество 1943 года. Воспоминания – это единственное в жизни, что невозможно разрушить. Мила».
Прошло немало времени с тех пор, и лишь в 2006 году стали раскрываться тайны этого альбома. С историком Борисом Ковалёвым, изучающим период оккупации на Новгородской земле, связался человек, сообщивший: «Я знаю, кто такая Мила…».
Людмила Джиованни (в замужестве – Людмила фон Трапп) вместе с родителями (отец был учёным в области мелиорации, мать – дочь известного новгородского краеведа и ученица Рериха) долгое время жили в Новгороде. В 1941 году Мила поступила в Художественную академию Ленинграда, но началась война, изменившая всё. Во что превратился Новгород в период оккупации, юная художница, ставшая свидетельницей трагедии города, отразила в своих работах.
Когда над семьёй нависла угроза расправы со стороны фашистов, они покинули оккупированный Новгород, перебрались на запад, потом в Британию. На хлеб для своих детей и родителей Мила зарабатывала тем, что рисовала на улицах портреты. А потом неожиданно стала придворной портретисткой британской королевской семьи, а сама королева просила нарисовать её внуков.
В 2014 году в Новгородском музее открылась выставка, на которой было представлено несколько рисунков Милы.
На 93-м году жизнь Людмилы фон Трапп остановилась. Она мечтала приехать в Великий Новгород и посмотреть, каким он стал. Эту мечту исполнил её сын Джордж фон Трапп, как и мама, – художник, скульптор и дизайнер. После смерти Людмилы Дионисьевны он приезжал вместе со своими детьми в Новгород, чтобы увидеть заветный материнский альбом, поклониться могиле прадеда на Рождественском кладбище, передать Новгородскому музею часть семейного архива и несколько рисунков своей матери.
Джордж признавался: «Я себя здесь чувствую дома, мне всё знакомо. Ведь с самого детства слышал: Новгород, Новгород…».
Дорогие читатели! Через несколько дней ждите продолжение нашего исторического квеста и новый вопрос. А читательницу Галину Бутакову, разместившую ответ про «Альбом Милы» в соцсети, вновь приглашаем в редакцию газеты – Вы заслужили приз от Новгородского музея-заповедника и редакции газеты «Новгород».
На фото – Людмила фон Трапп (Джиованни).
Художник З. Серебрякова.
Источник изображения: Весь Новгород: первый городской журнал. – 2009