«Детинец» нельзя повторить – погружаемся в историю и мнения о знаменитом ресторане
О просуществовавшем более 40 лет самом знаменитом заведении новгородского общепита и закрытом 16 лет назад вновь заговорили в контексте корректировки планов развития региона на ближайшую пятилетку. Можно ностальгировать, какова же позиция экспертов – выяснила интернет-газета «Новгород».
Его нет, но о нём говорят…
При обсуждении предложений в стратегию развития региона на ближайшую пятилетку, которое поэтапно проходило в Новгородском университете на площадке ИНТЦ «Валдай», одна из команд сектора по развитию туризма вспомнила про лучший новгородский бренд – ресторан «Детинец». Директор по персоналу МК «Сплав» Артём Алексеев тогда сказал, что его команда для повышения привлекательности города придумала рефрен: «Я семьи своей кормилец, отведу её в «Детинец»». Тут всё прекрасно, кроме того, что ресторана «Детинца» больше нет, — и было бы неплохо его возродить, пусть даже и в другом месте Великого Новгорода».
Напомним, в 2009 году ресторан «Детинец» был закрыт по предписанию Госпожнадзора, хотя бытуют и другие версии, почему это самое популярное заведение советского общепита исчезло с карты города. За эти годы выросло новое поколение новгородцев, которое не знает, о чём сожалеет старшее. Как же появился тот «Детинец», чем он покорял новгородцев и гостей, и надо ли его возрождать?
И тюрьма, и богадельня, и архив
Открытие ресторана состоялось в 1968 году – время советской атеистической пропаганды. Наверное, поэтому и неудивительно, что «Детинец» разместился в церкви Покрова Святой Богородицы (первое упоминание – в 1305 году, в конце XVI века построена заново), примыкающей к кремлёвской стене и Покровской башне. Отсюда когда-то был выход на Прусскую улицу, но при возведении Малого земляного города этот путь перекрыли, а башню сделали глухой.
В середине прошлого века здесь, как и на других объектах Новгородского кремля, проводились реставрационные работы под руководством Заслуженного работника культуры, московского архитектора-реставратора Алексея Воробьёва. По его проекту в 1968 году Покровская башня была отреставрирована в формах XVI века, после чего помещения приспособили под ресторан. Среди авторов идеи – Почётный гражданин Великого Новгорода, Заслуженный строитель РФ Евгений АНДРЕЕВ, в то далёкое прошлое возглавлявший исполнительную ветвь местной власти, – по-современному мэр.
«Мы видели прекрасные примеры того, как в европейских странах объекты старины приспосабливают под рестораны и кафе. Я и стал одним из авторов идеи разместить здесь ресторан. Противников было много, в том числе партийное руководство. Их главный аргумент: «Там же будут водку пить, а в церкви – это нехорошо». А как же трапезы в храмах? С музейщиками мы собрали информацию – в разные годы чего только не было в башнях и храмах Кремля. Конкретно в этой Покровской церкви и Покровской башне, её называли «темнишной» – и тюрьма, и богадельня, и место для «призреваемых престарелых женщин», и губернский архив. Да, риск был большой, но удалось убедить.
Реализовать идею взялись наши именитые реставраторы, это была большая коллективная работа, в том числе и как подогнать проект под законодательство об охране памятников. И всё получилось. Да так, что в Новгород стали приезжать не только, чтобы посмотреть на старину, но и ощутить её на вкус в ресторане «Детинец», – делится воспоминаниями Евгений Владимирович.
В памяти многих остались эти своды из старого, многовековой «выдержки», кирпича, мебель грубой обработки «под прошлое», оригинальная лестница, по которой, если лишнего «взять на грудь», сложно спуститься; посуда – чашки, стопки, горшочки из глины, деревянные ложки; фирменная одежда официантов. И, конечно же, блюда, – словами не передать тот аромат настоящей русской еды, который исходил из этих волшебных горшочков.
За вкусом – по деревням
Но, прежде чем создать такую кухню, аутентичную, исконно новгородскую, были организованы экспедиции по деревням Новгородской области. По рассказам очевидцев, Галина Елизарова, бессменный директор «Детинца», сама с коллегами выезжала в новгородскую глубинку, чтобы дотошно расспросить местных жителей, как и из чего готовили. Налаживала поставки грибов, лесных ягод, рыбы. Говорят, она лично принимала те же грибы, выбраковывая некачественные.
Всё, что потом читали в меню, – «салат «Княжеский», «судак по-царски», «борщ боярский», «мясо посадское» и неповторимая медовуха – пришли из кухни наших предков благодаря им, энтузиастам и мастерам местной кухни.
Это был 100-процентный, как сегодня бы выразились «эко-ресторан» с эксклюзивными рецептами приготовления блюд.
«Детинец» – одно из ярких впечатлений от посещения Новгорода и ресторанов вообще когда-либо. Бесподобно вкусная еда была! По ощущениям было, что именно такой «боярский борщ» ели бояре 300 лет назад. Это была достопримечательность города!» – читаем в соцсети отклик Светланы С., датированный 2023 годом.
Занятно, что до сих пор на территории Новгородского кремля можно встретить туристов, которые у вас поинтересуются: «Где здесь ресторан «Детинец»?»
Тогдашнему списку VIP-гостей, отведавших традиционные новгородские блюда, мог позавидовать любой столичный ресторан. В «Детинце» харчевали и высшее партийное руководство СССР, и российских президентов, их зарубежных коллег, дипломатов, депутатов всех уровней, знаменитых артистов и спортсменов.
Да и новгородцы могли заказать здесь столик, светёлку или даже зал, чтобы отметить встречу друзей, свадьбу или юбилей. Ценник был немалый, но и не запредельный. Главное – впечатления от посещения «Детинца», его средневековой атмосферы, живой музыки и кухни.
Хотя говорили и другое: мол, популярность заведения со временем расслабила его коллектив, уровень обслуживания стал уже не такой, как был. Возможно, сказалось то, что у посетителей появился выбор, – в Великом Новгороде в двухтысячные годы открылось уже несколько ресторанов и кафе с русской кухней, оформленных соответствующе. Словом, двери «Детинца» на 41 году жизни захлопнулись.
Ностальгия и здравый смысл
Размещённый не так давно на одном из новгородских интернет-ресурсов снимок фотохроники ТАСС ресторана «Детинец» набрал порядка 100 000 просмотров и рекордное количество комментариев. Большинство – с риторическим вопросом: «Возможно ли вернуть?»
Понятно, что в прежнем варианте, на площадях Покровской церкви и одноимённой башни, нельзя – уже не время атеизма, объекты переданы Новгородской епархии.
Андрей ВАСИЛЬЕВ, директор по производству и взаимодействию с клиентами ООО «Национальная событийная группа» рассуждает:
«Если возрождать «Детинец», то в кремле нужно искать или строить подходящие помещения. Это здорово оживило бы территорию крепости, дало бы возможность более полного погружения в древнюю историю и в гастрономические традиции как часть этой истории. Хотя просто ресторанов с русской кухней, эко-темой в городе есть уже несколько.
По моему мнению, его нельзя возродить «один в один» к тому, что было.
Когда я работал в «Красной избе», отмечал «минусы», которые были у того «Детинца», хотя за это меня ругали. Это устаревший сервис и не всегда корректное обслуживание посетителей, громкий шансон, который из ресторана разносился иногда на весь парк. Были и другие недостатки. Но именно как элемента «живого, интерактивного, аутентичного» – такого ресторана в кремле, может быть, и не хватает».
Генеральный директор Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Сергей БРЮН говорит, что как только он заступил на Новгородскую землю в качестве директора музея уже был хорошо осведомлён о двух достаточно противоречивых моментах и переживаниях горожан по использованию территории Новгородского кремля для туристической привлекательности города. Это закрытый ресторан «Детинец» и скандал вокруг точки «Кофемолки», которая на тот момент была уже установлена, но её пришлось демонтировать. В соцсетях шёл тогда поток негатива: мол, новый гендиректор может понатыкать на территории кремля разных блинных и кафе. Тогда свою позицию руководитель НГОМЗ озвучивал, и сегодня она не изменилась:
«Хорошее кафе на территории Новгородского кремля никому не помешает. Здесь были и тюрьмы, и свинарники, и огороды. Новгородский кремль для всех нас является святыней, но не каждая пядь его земли является алтарём. Поэтому если организовать точку питания, сделать всё достойно, чтобы можно было выпить кофе или перекусить, проблем не вижу. Но для меня как гендиректора музея есть другие приоритеты. Это благоустройство Владычного двора, где площадь между древнейшим собором и древнейшим дворцом России выглядит не лучшим образом. Это модернизация Детского центра в южной части кремля, потому что дети важнее общепита. Это работа по аварийным объектам, – у нас две аварийные башни, – и хранения, расположенные на территории, и в целом благоустройство территории кремля.
Но я не только музейщик, я и гурман, люблю вкусно поесть и сам готовлю. Знаю, какие технические сложности связаны с устройством хорошей кухни, способной обслужить большое количество посетителей. Сейчас вокруг кремля формируется кластер первоклассных кафе и ресторанов. Меня радует, что Великий Новгород начинает восхождение как потенциальная кулинарная столица России. А в сам кремль люди приходят, чтобы насладиться пищей духовной».
Юлия ГОРИЦКАЯ, начальник отдела внешних и межрегиональных связей Союза «Новгородская торгово-промышленная палата»:
«Ещё несколько лет назад вопрос возможного возрождения «Детинца» неоднократно обсуждался на площадке Клуба маркетологов при Новгородской торгово-промышленной палате. Однозначно маркетологи считали закрытие яркого новгородского бренда ошибкой для туриндустрии. По их мнению, если и возвращать ресторан, то только на территории самого Детинца, то есть кремля. Иначе теряется весь смысл.
Но на тот момент ведущие предприниматели, рестораторы не готовы были рисковать и нести существенные расходы по открытию бизнеса в зданиях исторического памятника. Даже гипотетически. Во всяком случае, никто не изъявлял подобного желания.
Сегодня суждения примерно те же: «Детинец» может существовать только в стенах или башнях кремля. И нигде более. Но при этом большинство опрошенных предпринимателей считают, что невозможно «войти дважды в одну реку», старого не вернешь, – «Детинец» уже не будет прежним, здесь больше ностальгии, чем здравого смысла… Гастрономия, уровень сервиса за годы далеко ушли вперёд, новгородский ресторанный бизнес активно развивается, а у посетителей появились новые вкусы и предпочтения.
Более реально – обратиться к новым проектам. Среди конкретных предложений – сосредоточить ресторан русской кухни на территории отремонтированных набережных. Там, в соседстве с театром драмы имени Достоевского, старинными постройками бывшего пивзавода «Богемия», по мнению представителей новгородского бизнеса, можно создать интересную и полноценную «агломерацию» исторических, гастрономических, культурных, развлекательных объектов. Например, по аналогии с «Рыбной деревней» в Калининграде или «Золотой набережной» во Пскове».
Светлана Лебедева
Фото из архива редакции
и открытых источников