Добавить новость
«Газета РБ»
Ноябрь
2025
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Как журналистка из Бурятии вершины светского этикета штурмовала

0

Утонченные манеры словно парили в воздухе музея-галереи Льва Бардамова. Мне страстно хотелось проникнуться этой атмосферой. Я подолгу рассматривала фотографии хрусталя и фарфора в зале автопортретов бурятских художников. Томно вздыхала. И в итоге оставалась дома. Ведь превратиться из дикой лани в светскую львицу усилием воли было задачей со звездочкой.

Но вот однажды посыпались знаки свыше. Фестиваль экскурсий «Хото» (6+). Сторис из заветной локации от фотографа Алексея Сватова. И соблазнительно свободное утро пятницы. «Что ж, – сказала я себе. – Поехали за благородством!». И в 11 часов утра последнего дня осени переступила через кованые ворота, направляясь на мастер-класс по столовому этикету для светских мероприятий. Занятие это проводилось под эгидой социально-просветительского проекта Национального музея Республики Бурятия.

В фойе нас, отряд из пяти разновозрастных амазонок, возжелавших покорить Эверест светских манер, встретила та, на ком держится вся эта хрупкая конструкция, – Светлана Бадмаева. В темно-синем платье с национальными мотивами, она оказалась воплощением изящества и спокойствия.

Светлана Цыбиковна – не только научный сотрудник Нацмузея Бурятии. Она – универсальный солдат: экскурсовод, модель возрастной категории «50+», участница подиумной группы «Гoёмcyy», серебряный волонтер и просто красавица. Клянусь, такой осанки и стати у меня не было даже в двадцать лет. Стало очевидно: урок начался еще до того, как наставница поведала нам о правилах поведения в обществе – от Древнего Рима до современной России. Он стартовал с одного ее безупречного вида. И обещал быть беспощадным к остаточным знаниям из книжки «Этикет для девочек» и дурной привычке пить чай из большой кружки, обхватывая ее двумя руками,  чтобы не уронить.

Если театр начинается с вешалки, то светская жизнь – с посадки за стол. Скатерть на нем должна быть кипенно-белой; при званом ужине дома – идеально отглаженной, а в фешенебельном ресторане допустимы небольшие заломы – как признак свежести.

Тут-то вашу покорную слугу и ждало первое потрясение. Выяснилось: вешать сумку на спинку стула – моветон. Ставить ее на пол – варварство. Единственно верный способ – расположить аксессуар за своей спиной, отдав ему одну четверть сиденья у спинки и оставив себе остальные три. К слову, тяжелая сумочка – не повод сутулить плечи или вручить ее джентльмену, тем самым уронив его в глазах окружающих. «Даже мешок с камнями нести надлежит с гордой осанкой – как подобает истинной леди, – полушутя-полусерьезно заметила наш лектор. – Второго шанса произвести первое впечатление не предоставится».

Дальше – больше. Оказалось, поза «нога на ногу с опорой на локти» – признак не душевной открытости, а вопиющей невоспитанности. Нужно «пристегнуть» колени друг к другу на невидимую застежку, поставить ступни под идеальным углом или по легкой диагонали, отодвинуться от стола ровно на ширину ладони и класть на его поверхность только кисти рук.

Приняв подобающее положение, я с некоторым ужасом взглянула на сервировку перед собой. Не подумайте, посуда восхитительна – из личной коллекции Светланы Бадмаевой, между прочим, подобранная согласно канонам цветовых сочетаний. Просто ее очень много. Больше, чем в серванте у бабушки. В центре – две тарелки (причем нижняя – сервировочная, не для еды), припорошенные, словно снегом, тканевой салфеткой. Слева – три вилки. Справа – три ножа и ложка. А сверху – четыре бокала, еще одна ложка, вилка, пирожковая тарелка с ножом и элегантная чашка с блюдцем. Вся эта композиция именуется кувертом.

Простая, но элегантная логика хрустально-фарфорового изобилия заключается в том, что приборы разложены не для симметрии, а в строгом порядке: начинать следует с тех, что лежат дальше от тарелки. Чем скромнее вилка приютилась с краю, тем раньше она встретится с едой.

Вот, например, суп. Дуть на него, как на мамины щи, черпать на себя или, не приведи Бог, с аппетитом причмокивать — дурной тон. Элегантный маневр – прекратить есть его ровно в тот момент, когда ложка впервые со скрежетом коснется дна тарелки. Аналогичное правило действует и с напитками.

Но настоящий экшен начинается, когда из ваших рук выскальзывает вилка. Первый порыв – нагнуться, поднять, протереть и сделать вид, что так и задумано, – следует подавить в зародыше. Стучать ею по полу, отпугивая нежданных гостей, тоже не стоит: не все оценят фольклорный энтузиазм. Правильный шаг – сохранять спокойствие, словно так и было. Внимательный официант заметит происшествие без лишних слов. Кстати, о словах, вернее, жестах: чтобы позвать работника общепита, требуется установить с ним визуальный контакт, сделать легкий кивок головой или едва заметное движение кистью. Возгласы «Эй, гарсон!», взмахи, подзывание пальцем и подпрыгивания, как на уроке в школе, оставьте для менее просвещенных заведений.

Инсайты сыпались как из рога изобилия. К примеру, пожелание «приятного аппетита» – не банальная вежливость, а привилегия шеф-повара или хозяйки, лично приготовившей угощение. Если же эти слова исходят от соседа, ваша задача – не промолчать, а ответить взаимностью. В конце концов, как говаривал один чеховский герой, хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Кульминацией же всего мастер-класса стала истина, переворачивающая представление о гостеприимстве. Увидели муху в супе или грязь на бокале? Главное – сохранить самообладание (на лице не должен дрогнуть ни один мускул) и не устраивать разбор полетов. Публичная демонстрация промаха заведения – намек всем окружающим на то, что вас, дорогой посетитель, здесь не особо-то и ценят. Можно одним махом испортить и важную встречу, и многомиллионную сделку.

Мелочи, довершающие картину: свечи в подсвечниках не коптят черным дымом, а букеты в вазах не заслоняют обзор и соседей. И да – в приличных местах вы не найдете зубочисток (их размещают только в уборной). Сахар-рафинад там строго сегрегирован: белый – для чая (не пакетированного, а свежезаваренного), коричневый – для кофе. Размешивать напиток надлежит, представив циферблат и двигая ложечку с 12 на 6 и обратно, а не по кругу.

О тонкостях – языке тканевых и бумажных салфеток, многочисленных бокалов и приборов, сигнализирующих о вашей оценке блюда, – можно писать трактаты. Все премудрости сложно уместить в одно занятие, два часа которого пролетели как тридцать минут.  Но главный вывод лично для меня: сервировка стола – это не только про декор и текстиль, но и про эстетику и атмосферу, человеческую эмпатию и эмоциональный интеллект.

Важно уметь не просто есть и разговаривать, обходя чувствительные темы, но и слушать, и слышать, проявляя неподдельный интерес. Именно за столом может собраться вся семья, чтобы окунуться в приятные воспоминания и построить грандиозные планы. «Семейные традиции – тот нерушимый фундамент, который выдержит любые испытания», – подвела итог Светлана Цыбиковна. И с этим  точно не поспоришь.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *