«Считаю себя счастливой»
Строки биографии
Валентина Георгиевна родилась в послевоенном 1946 году в городе Сасово Рязанской области.
- Папа пришел с войны после ранения, вместо ноги — культя, но слава Богу, - живой. Жили мы дружно, мама, папа, бабушка и мы с сестрой, свое хозяйство держали, голодными, несмотря на тяжелые годы никогда не были.
Бабушка Мария Григорьевна была очень строгих правил, староверка, справедливая, много знала и всему нас с сестрой учила, - вспоминает она о своем детстве.
После школы Валя поступила в Рязанское медучилище, стала акушеркой, два года проработала в деревенском медпункте, потом - в районной больнице, затем уже вместе с мужем переехали в Москву, где она трудилась акушеркой в роддоме.
А в 1972 семья перебралась в Истру, здесь мужу Валентины Георгиевны дали квартиру. С тех пор почти 50 лет она работает в хирургическом отделении больницы.
И боль, и радость
Только-только закончились все операции, мы с ней сидим в уголке на кушетке, в одном из помещений ослепительно-белого оперблока, Валентина Георгиевна - напротив окна. У нее молодые синие глаза с лукавым прищуром на ярком солнце в них как будто искорки вспыхивают, когда она улыбается, а улыбается она постоянно.
- Как сохранить подобную жизнерадостность, тем более на такой работе, когда вы каждый день видите изнанку жизни — болезни, уход пациентов?.
- Не только боль и уход пациентов мы видим, все-таки чаще — радость от их исцеления. Но вообще, работа — это главное. Мы всю жизнь работали. Наше поколение не знает других рецептов.
Ценное качество
И действительно, люди этого поколения в большинстве своем не рафинированные, не малодушные, не позволяющие себе распускаться и не свернувшие на скользкую дорожку жалости к себе, как бы трудно не складывалась судьба.
Очень часто медиков пациенты характеризуют по тому, насколько те умеют сочувствовать. Валентина Георгиевна это ценное качество несмотря на полвека работы не растеряла.
- Помню всех своих пациентов. Ведь каждый — как больной ребенок, он приходит и у него болит, и его не только вылечить надо, но и сочувствие проявить - подуть надо на ушибленную руку. Сочувствую, переживаю за них. А как иначе? У нас сейчас под окнами оперблока козырек длинный, куда скорые привозят пациентов, а раньше, когда его не было, я всегда к окну бежала, когда слышала, что скорая к нам едет. В семье у меня одни мужчины, муж, два сына, и сердце пять раз упадет, пока добежишь до окна и убедишься — не они. Сердце отпустит, но я всегда понимала, что на месте этого вот больного и кто-то из моих близких мог быть. Потому и жалею всей душой. И за руку погладишь, и скажешь что-то сердечное.
Привозят больного в операционную, на стол укладывают, он боится. И это нормальная реакция, не боятся только дураки, а наша задача - успокоить. Стараюсь поговорить, если уместно — пошутить. Мы все в масках в операционной, пациент смотрит настороженно, потом анестезист входит в вену препарат, вены бывают разные, если совсем плохие, больной нервничает, потому надо найти слова, ободрить.
В хирургии как нигде близко смерть и жизнь, но все пациенты себя по-разному ведут. Привезли по скорой мужчину после ДТП, а у него вся грудь раздроблена рулем, он в сознании, лежит и еще шутит: я когда буду умирать, вам скажу.
- Нет, травмы, несовместимые с жизнью..
Бог бережет
- Дома другие заботы, и их не меньше, чем на работе. Дети, теперь уже и внуки. И потом мы, женщины, хоть и слабый пол, но просто не имеем права раскисать. У меня случай был, крестили внука в Дедовске, сват полез в погреб за компотом и оставил люк открытым, а я прощалась с гостями, на них смотрела, а не под ноги, так рыбкой в этот люк упала. Запретила себя поднимать, скорую дети вызвали, меня в хирургию Дедовской больницы привезли, рентген сделали. Доктор посмотрел снимок - переломов нет, только ушибы. И говорит — вы настоящая кошечка, как вы так сконцентрировались?
- Я говорю, какая кошечка, как слон летела, даже ахнуть не успела.
Когда узнала, что переломов нет, я своим ребятам велела везти меня домой. А сама вижу - они так переживают, что я просто не могу показать, как мне больно. Они будут сочувствовать, а я до смерти не могу, когда так вот. Когда тебя жалеют, сама начинаешь себя жалеть, аж слезы подступают. Лучше и не начинать.
- Счастливый, я считаю, - совсем ненадолго задумывается Валентина Георгиевна. - Большая семья, работа любимая, в погреб упала без последствий, коронавирус пережила недавно. Долго держалась, но сдалась. Сначала бронхит, дома лечилась неделю, а потом все-таки в Дедовскую больницу, в ковидный стационар попала. Сердечное спасибо врачам, особенно Давиду Агабабяну, как он нас выхаживал, замечательный человек и врач, ну что тут скажешь, приходил к нам в бокс и как будто окрылял больных. Мне вообще всегда на жизненном пути хорошие люди попадались
Стараюсь радоваться каждому дню. Как-то на работу опаздывала, попросила сына подвезти. Я в платье была, думала, на машине будем, он на мотоцикле подъехал. Но делать нечего, я туда взгромоздилась, поехали. А в это время по городу ехал наш заведующий Борис Федорович, увидел, как я еду вцепившись в сына от страха. Смеялись потом. Главное — заниматься любимым делом и не бояться жить.
Еще один повод для счастья — то, что сын и внук выбрали медицину делом своей жизни. Сын стал стоматологом, а внук учится в медицинском вузе и мечтает стать анестезиологом.
МНЕНИЕ:
- Я пришел в больницу в 1985 году молодым специалистом, только успев отработать три года по распределению. А Валентина Георгиевна уже тогда была старшей операционной сестрой, абсолютно грамотным специалистом. Видно было, что она любит эту работу, прекрасно знает ее. Все что касается ее работы по оперблоку все всегда отлажено, все предусмотрено, все под рукой. Даже в самые сложные моменты операций, когда бывает и рук хирургов не хватает, она становится полноценным членом операционной бригады, и на ее опыт можно положиться в самую ответственную минуту. Еще только подумаешь, а она, зная ход операции, работает на опережение. Одну руку поднимаешь без слов — зажим кладет, вторую поднимаешь, игла, ножницы... Каждый этап операции она знает не хуже, чем сам оперирующий хирург.
Фото: Сергей ОЛЕКСЮК