«Я не твоя мать»: похоронила мужа и ушла, оставив 3 детей свекрови
Было солнечное июльское утро. Мимо деревенского кладбища тихо разъезжалась толпа. 3 младенца, прижавшись к юбке матери, шагнули в деревню. Мир Исмаила перевернулся. Сегодня похоронили его любимого Назира. Они были очень счастливой семьей, но, когда Назиру было 33 года, он лег вечером и не вставал утром… Его похоронили в тот же день.
30-летний Исмагул, казалось, сошел с ума…
Односельчане, задыхаясь от слез, тихо выстроились в ряд. Черные врата – для Назира, который был сброшен на землю в последний раз. Рядом с ним – жена, которая, не расстегнув белый платок, поцарапала землю – Исмаил. «Почему ты оставил меня, Назир?» – - воскликнул он. Услышав его, даже деревья, казалось, тряслись.
Самое страшное – в глазах Исмаила не было видно будущего.
Трое детей – одному 7 лет, второму – 4, самому младшему – всего 2; они тихо смотрят, как плачет их мать. Младенцы почему-то не плакали. Кажется, они ничего не поняли. Дети протянули руки, пытаясь утешить маму, но Исмаил их не заметил.
«Кто вы, ребята?.. Как я живу?» – он прервался.
Всю ночь он не спал. Лежа на кровати, глядя на потолок, думала – жизнь кончилась. На следующий день, с рассветом, он отвез детей к свекрови. «Извини, мама & hellip; Я не могу. Я потерял & hellip;» – сказал он только от души.
Он долго смотрел в глаза свекрови. Свекровь же безоговорочно вытирала слезы.
Исмагул добрался до станции и сел на первую электричку. Сам он не знал, куда идет. Его душа хотела только одного – исчезновения. Жители села были в недоумении. Некоторые были возмущены, некоторые сочувствовали.
«Женщина, которая бросила своих детей!» – сказала соседка.
«Он уже сошел с ума, бедный», – сказал другой.
Таким образом, Исмаил исчез. 10 лет село не слышало его имени.
Он оказался на краю Земли – Сахалина. Никому не рассказывал, кто он такой. Изменил и название. Он остался только Гуль.
Работал
. Работал изо всех сил, не терял ни минуты, чтобы быть забытым. Тогда мужчина зашел в дом. Этот мужчина сочувствовал ей – симпатичной, но с глубокой печалью в глазах.
Гуль жила очень деятельно, молча. Но в душе – вечная тишина. Утром вставала и уходила на работу, вечером – готовила, мыла, но когда ложилась спать, плакала.
Она скучала по своим детям. Но вернуться было не под силу. Время шло. Годы шли один за другим. В 15 лет Исмаил постарел и разорился. Новый муж выгнал из нее Гульнару, которая осталась без средств к существованию.
«Я хочу увидеть деревню перед смертью…» – сказал Исмаил однажды. Одевшись в теплую одежду и собрав последние силы, он отправился в путь. Когда он вернулся в свою деревню, было начало весны. На улице его никто не узнал. Он был как тень.
Опираясь на палку, он вошел в заброшенный дом на окраине деревни, где ночевал.
На следующий день в деревне распространилось сообщение:«Исмаил вернулся…» многие не поверили. «С каким лицом?» – шепнул народ.
Дети в то время уже были большими. Старший из них вернулся из армии. Они пришли навестить мать, но остановились у дверей. «Что вам нужно?» – спросил Исмаил, голос был сухим.
«Мы... твои дети...» – тяжело дышал сын.
Исмаил замолчал. Через некоторое время: «Я не твоя мама», – сказала женщина. Он их не пропустил. Его сердце было разбито, но он считал себя недостойным ни прощения, ни любви.
Дети ушли. Исмаил же остался в доме один. С людьми не общался. Он целыми днями смотрел в окно. Утром – к Солнцу, вечером – к Луне. Его слезы шли, и его глаза ослепли.
Но память его была пронзительна – каждый момент он помнил: Назир, детский голос, руки свекрови…
С одиночеством он подружился. Но ночи – были самыми тяжелыми. Как дерево, пораженное молнией – сгоревшее, но живое. В таком состоянии и прожил всю жизнь. Люди редко приходили к нему. Те, кто помогал в первые годы, позже забыли об этом.
Но одна девочка – библиотекарь из соседней деревни – иногда приносила ей книги для чтения. Только он мог понять глубокую грусть в глазах Исмаила.
«не простили…» – сказал он однажды девушке. «А вы смогли себя простить?» – спросила девушка.
Исмаил заплакал. После этого дня девушка уже не приходила.
Итак, годы снова прошли. В 80, 85, 90 & hellip; 94 года Исмаил тихо ушел, сидя у окна осенней ночью. Его смерть утром заметил соседский мальчик. Она смотрела в окно.
На сельском кладбище рядом с Назиром, под маленьким камнем, спокойно лежит и Исмаил. Его жизнь – большой стебель, сплетенный из одиночества...