«Щитов мог бы играть в КХЛ и сейчас». Как «Салават Юлаев» взял первый титул 3х3
Главный тренер «Салавата Юлаева» 3х3 Руслан Сулейманов — о победе в первом чемпионате КХЛ, ключевых игроках, нестабильности состава и будущем хоккея в новом формате.
Известный уфимский специалист, воспитанник местной школы хоккея и обладатель двух чемпионств в ВХЛ, Сулейманов вместе с командой стал первым в истории чемпионом КХЛ 3х3. По горячим следам триумфа он рассказал о решающих матчах, тактике, ветеранах, молодёжи и своём взгляде на будущее нового формата.
«В Суперфинале нам предоставился шанс, который нужно было использовать»
— Руслан Мухаметханафович, в первую очередь поздравляю вас с достаточно неожиданной победой в первом в истории Чемпионате КХЛ 3х3. Вы уже успели проанализировать успех? Какие эмоции остались от недавнего триумфа?
— Конечно, эмоции только положительные. Ребята здорово проявили себя, сыграли слаженно, сплотились — просто молодцы! Снимаю шляпу перед своей командой (улыбается). Очень приятно было находиться в таком коллективе.
— Что вы почувствовали, когда Илья Крикунов реализовал тот победный буллит, а затем Юрий Сироткин отразил решающий бросок соперника?
— Я испытал неописуемую радость. Мы весь сезон шли к этому моменту. В Суперфинале нам предоставился шанс, который нужно было использовать.
— В Суперфинале вы встречались с принципиальным «Ак Барсом». Настоящее «зелёное дерби»…
— Скажу так: наша первая игра с «Ак Барсом» в пятом туре первого этапа Суперфинала была за первое место. Мы понимали, что у соперника будет определённое преимущество. Я сказал ребятам: «Хрен редьки не слаще». У нас были сильные соперники — и «Ак Барс», и минское «Динамо», «Трактор», «Металлург». Хоть мы и не знали, кто станет нашим оппонентом, играли только на победу. Парни молодцы — проявили характер, вытащили матч с 1:4. Видимо, именно этот момент придал нам уверенности.
В полуфинале была очень сложная игра с «Трактором», хотя на предварительном этапе мы обыграли их легче. Я сказал ребятам, и они понимали — это совсем другой матч, другой накал борьбы, игра за выход в финал. Парни правильно отнеслись к делу и вышли в финал.
С «Ак Барсом» у нас было небольшое преимущество. Игра получилась ровной, может быть, не самой зрелищной по заброшенным шайбам. Если бы Казань повела в счёте, они бы тоже сосредоточились на обороне. К сожалению, мы не дали Юрию Сироткину сыграть «на ноль», но эта уверенность помогла нам выиграть по буллитам. Наш вратарь творил чудеса! Не зря его признали самым ценным игроком турнира.
— Наверняка, на такой маленькой площадке тактически сложно играть от обороны?
— Есть свои нюансы, но не буду вдаваться в подробности (смеётся). Всегда говорят, что кубки выигрывают те команды, которые умеют играть на оборону. Это не обязательно защитники — это команда, которая грамотно и правильно играет на результат.
— Вы, наверное, соскучились по большим победам? У вас ведь есть два Кубка Братины с нефтекамским «Торосом»…
— Всегда приятно побеждать! Но сравнить те победы с этой сложно. С «Торосом» это было давно (смеётся).
— Мало кто ожидал, что «Салават Юлаев» так высоко поднимется именно в решающей стадии турнира. У вас было шестое место в регулярном чемпионате, были взлёты и падения, постоянная ротация состава. С вашей тренерской точки зрения, что сыграло главную роль в плей-офф?
— Во-первых, мы немного поработали с составом. В последнем туре регулярного чемпионата и в Суперфинале у нас появился хороший вратарь. Конечно, на результате сказалась и самоотдача ребят. Мы поставили цель и шли к ней. Парни прониклись одной идеей, одной задачей.
«Большую роль в становлении коллектива и успехе сыграли наши ветераны»
— Расскажите, где вы нашли Юрия Сироткина? Ваш вратарь показал феноменальную игру в решающих матчах…
— Совершенно случайно. Нападающий Ильдус Сулейманов предложил мне кандидатуру Юрия Сироткина — они давно дружат и играли в одной команде в Москве. Ильдус сказал, что есть хороший вратарь именно под формат Суперфинала. Мы взяли Юрия на последний тур, где он доказал свою состоятельность, после чего сделали ставку на него. У него есть определённый опыт в этом формате. В хоккее 3х3 много нюансов, о которых Юрий прекрасно знает.
— Через «Салават Юлаев» 3х3 за время чемпионата прошло много игроков. Как удалось так быстро обучить новых хоккеистов?
— В основном тренировались в усечённом составе, подключая молодых ребят из школы «Салавата Юлаева» и «Толпара». В этом большую роль сыграли ветераны — Никита Щитов и Дмитрий Макаров. На тренировках они своим примером показывали и объясняли ребятам нюансы игры. В раздевалке шла большая работа: где, когда, зачем и почему. В хоккее 3х3 очень много тонкостей, поэтому опытные игроки помогали молодым понять, куда и как нужно двигаться.
— В вашей команде был и легионер — американец Илья Хмелевский. Насколько быстро он влился в коллектив?
— Илья замечательно влился. На удивление, оказался очень коллективным игроком — ответственный парень, душой болеет за команду. Молодец! Единственное — из-за окончания визы он не смог принять участие в последнем туре и Суперфинале.
— В Суперфинале вы добавили талантливого молодого нападающего Александра Жаровского, который весной уже играл в плей-офф Фонбет КХЛ. Какие впечатления он на вас произвёл?
— Александр — хороший парень. При правильной работе и отношении к делу у него хорошее будущее.
— Многие отмечают его скромность…
— Есть такое, но я бы выделил его игровые качества. Жаровский хорошо видит поле, показывает отличный дриблинг. Пока не хватает «физики», но это дело наживное при правильном отношении.
— На ваш взгляд, Жаровский уже заслужил шанс полноценно играть за «Салават Юлаев» в КХЛ?
— Думаю, да. Он очень уверенно смотрелся в плей-офф. После победного тура мне звонили из «Салавата Юлаева» и просили его оставить. Он нисколько не стушевался — молодец!
— Кто в «Салавате Юлаеве» 3х3 отвечал за селекцию? Как вы формировали состав, учитывая нюансы нового формата?
— В первую очередь те, кто уже играл в 3х3 — Ильдус Сулейманов и Илья Крикунов — предложили взять в команду Илью Иванова. Он опытный, знает все тонкости игры. Сезон начинал в «Ак Барсе», но по каким-то причинам там не остался. Иванов оказал нам неоценимую помощь.
Как искали игроков? Пока не попробуешь, не поймёшь. Нам нужны были техничные, думающие ребята. Были ограничения — подписывали ветеранов и тренеров школы. Часто участвовали в матчах Дмитрий Макаров, Булат Хамматов, Никита Арютин, а также молодые ребята, которые по разным причинам не проходили в основной состав — кто-то восстанавливался после травм, например, Амир Хабибуллин. Был отсев, но считаю, что справились с задачей, к концу сезона состав стабилизировался, и это дало результат.
— Почему Дмитрий Макаров не сыграл в решающих матчах? Знаю, он был с командой…
— Дмитрий у нас был вторым тренером — очень ответственный момент. Мы часто советовались и приходили к единому решению. Он молодец, отлично справился.
— Его игру любо-дорого было смотреть — мастер ювелирного уровня…
— Да, это так! Мастерство Макарова отмечали специалисты, комментаторы и болельщики. Даже водитель микроавтобуса, который возил нас на игры, спрашивал: «Почему вы Макарова не привезли?» Но из-за работы в детской школе он не всегда мог ездить на туры. Неувядаемое мастерство и светлая голова — когда он играл, многое от него зависело.
«Никита Щитов и сейчас спокойно мог бы поиграть в КХЛ. Настоящий профессионал и лидер»
— Хотелось бы подробнее узнать о роли лидеров «Салавата Юлаева» 3х3. Насколько она важна для чемпионского успеха?
— Конечно, роль наших лидеров была неоценима. Ребята вели команду не только на поле, но и в быту, и в раздевалке. Достаточно вспомнить Илью Крикунова — он взял на себя смелость и своим буллитом решил исход финального матча с «Ак Барсом». Никита Щитов — настоящий профессионал, не просто капитан, а лидер, который всегда мог дать дельный совет и поддержать ребят.
— Практически все специалисты отмечали потрясающую физическую форму Никиты Щитова, особенно учитывая, что ему уже 41 год…
— Не только я, но и многие хоккейные эксперты согласны с этим — Щитов и сейчас спокойно мог бы играть в КХЛ.
— Чьё это было решение — назначить капитаном именно Щитова? По каким критериям?
— В регламенте была обязательная позиция для игрока, который провёл не менее 200 матчей в КХЛ. На тот момент единственным, кто подходил по этому критерию, был Никита Щитов. И, как оказалось, мы были правы — он подтвердил статус капитана и лидера.
— Где так классно научился исполнять буллиты Ильдус Сулейманов?
— Нужно отметить, что Ильдус — воспитанник уфимского хоккея (улыбается). Он переехал в Москву, учится в Тимирязевской академии и играет там на любительском уровне. В Москве уровень достаточно серьёзный, плюс у него уже был опыт игры в формате 3х3. У парня действительно хорошие руки — он мастерски исполняет буллиты.
— Каждая команда в сезоне проходит через взлёты и падения. Наверняка, у «Салавата Юлаев» тоже были сложности. Как вы с ними справлялись?
— Конечно, спады были. В том числе из-за нестабильного состава. Но я старался подбодрить ребят — ведь чёрная полоса рано или поздно заканчивается, приходит светлая. В таких ситуациях неоценимую роль сыграл наш капитан — его опыт помог команде перебороть трудности и не сдаваться.
— Как вообще вам поступило предложение возглавить команду «Салават Юлаев» 3х3? Новый формат, новый чемпионат, всё с нуля… Быстро ли согласились?
— Предложение поступило от Александра Евгеньевича Курносова и Василия Анатольевича Чижова. Спасибо им за доверие! Я согласился достаточно быстро. Организация нового чемпионата КХЛ 3х3 стала для меня неожиданностью, но новое всегда интересно. Я говорю ребятам — мы пионеры в этом формате. Хотя в Москве хоккей 3х3 уже игрался, но не на таком уровне и не под эгидой КХЛ. Сейчас получилась классная идея, игра, которая привлекает болельщиков. Все специалисты отмечают, что у чемпионата КХЛ 3х3 большое будущее.
«Мои коллеги, тренеры команд 3х3 — очень интересные ребята. У нас получился хороший диалог»
— Что можете сказать о формате чемпионата КХЛ 3х3? Четыре игровых дня в неделю, 24 тура в регулярном чемпионате, Суперфинал…
— Всё было замечательно. Игры короткие, два матча в день — оптимальный формат для регулярки. Логистика и организация на очень высоком уровне. Единственное, что не всегда была полная арена в Щербинке — она далековата от центра Москвы. Но в выходные, особенно во время Суперигры, болельщиков собиралось достаточно много. Отмечу отличную организацию Суперфинала — не только спортивную часть, но и концертную программу, а также фестиваль, который провела Лига.
— «Ак Барс» и «Металлург» в начале сезона выглядели очень мощно. Как быстро вы нашли противоядие против этих соперников?
— «Ак Барс» действительно был законодателем мод. Почти все их игроки ранее участвовали в 3х3 в Москве и знали формат. Мы учились у них, где-то получалось, где-то нет, но к февралю-марту в Суперигре уже обыграли «Ак Барс». Что касается «Металлурга», у них играли лидеры Павел Варфоломеев и Сергей Шмелёв — классные игроки, которые задавали тон и забивали много. То, что случилось с «Металлургом» в Суперфинале, стало неожиданностью и сенсацией для всех.
— В командах чемпионата работали молодые амбициозные тренеры, например, Евгений Тимкин в «Металлурге». Был ли у вас диалог с коллегами?
— Да, мы общались почти со всеми. Мои коллеги — очень интересные ребята, были как опытные тренеры, так и молодые. Поскольку это новый вид спорта для всех, между нами складывался очень хороший диалог, обмен мнениями. Секретов особых не было — всё было видно на льду.
— Многие игроки КХЛ, и ветераны, и действующие, участвовали в чемпионате 3х3. Вы даже привлекли в «Салават Юлаев» воспитанника 1994 года рождения Эдуарда Гиматова. Насколько это был полезный опыт?
— Каждый игрок преследовал свои цели. Например, Никита Щитов хотел продолжить карьеру. Кто-то восстанавливался после травм, кто-то поддерживал форму, кто-то давал шанс молодёжи — мы привлекали Жаровского, Кольцова, Волкова. У всех команд было разное комплектование, но в нашей — сложилась отличная атмосфера, где каждый проникся общей идеей, и это дало результат.
— В первом чемпионате КХЛ 3х3 приняли участие восемь команд — семь с Востока и одна с Запада. На ваш взгляд, стоит ли расширять состав участников?
— Насколько я знаю, желающие есть. Думаю, география чемпионата будет расширяться. Единственная сложность — не все готовы принять игры 3х3 у себя. Арена в Щербинке выбрана, потому что сложно найти площадку такого размера для долгосрочной аренды в Москве. Хотелось бы расширить географию — тот же Евгений Тимкин говорит, что в Магнитогорске на их матчах были бы аншлаги. Да и самим спортсменам интересно разнообразить места проведения.
«Завоевать Кубок проще, чем затем остаться наверху, поэтому спрос с нас будет вдвойне»
— Как сейчас проходит ваше межсезонье? Я думал, что вы в отпуске, а вы продолжаете работать в легендарном уфимском Дворце Спорта на улице Зорге…
— Я работаю в школе «Салават Юлаев», консультирую тренеров, делюсь опытом. В этом году пока не до отпуска (улыбается). Уже ждём информацию от КХЛ по новому сезону.
— Есть ли у вас желание продолжить работу главным тренером уфимской команды в Чемпионате КХЛ 3х3?
— Конечно! Это интересно, особенно когда добиваешься результатов. Завоевать Кубок проще, чем потом удержаться на вершине — поэтому спрос с нас будет вдвойне. Будем работать и смотреть, что получится в следующем сезоне. Понимаем, что потеряли Никиту Щитова, который перешёл на тренерскую должность. Когда узнали об этом, поздравили его. Тогда даже пошутил: «Никита, как теперь тренировать тренера клуба КХЛ?» (смеётся). Он очень ответственный парень и настоящий профессионал.
— И в завершение назовите три главные особенности хоккея в формате 3х3?
— Первая — нельзя бросать из своей половины площадки, за это сразу назначается штрафной бросок. Вторая — замена вратаря возможна только в перерыве, а не в любой момент. И, конечно, контроль шайбы: нельзя ошибаться, потому что на такой маленькой коробке соперники очень быстро тебя наказывают.
Досье
Руслан Мухаметханафович Сулейманов
Родился 28 декабря 1966 года в Уфе
Карьера игрока: «СК им. Салавата Юлаева» — 1983–1997, «Авангард» Уфа — 1982–1984, СКА Свердловск — 1987–1988, «Рубин» Тюмень — 1997–1998
Достижения игрока: победитель зимней Универсиады (1989), трёхкратный бронзовый призёр чемпионата России
Карьера тренера: «Салават Юлаев» СДЮШОР — 2005–2011, 2023–н.в.; сборная России U18 — 2011–2012; «Торос» — 2011–2015, 2017–2018, 2018–2020; «Толпар» — 2015; «Южный Урал» — 2016; «Сарыарка» — 2020; «Торпедо» Усть-Каменогорск — 2021; «Салават Юлаев» 3х3 — 2024–н.в.
Достижения тренера: чемпион России среди юношей 1994 г.р. (2009, 2010), двукратный обладатель Братины (2012, 2013), победитель регулярки ВХЛ (2014), чемпион КХЛ 3х3 (2025).