Иван Ткач-Ткаченко: «Было здорово потренироваться с Джошуа Ливо, у него классный бросок»
В интервью официальному сайту МХЛ Иван Ткач-Ткаченко рассказал, как впервые встал в ворота, у кого в «Салавате Юлаеве» самый сильный и точный бросок и какое упражнение посоветовал Ярослав Аскаров на сборах в межсезонье-2025.
Иван Ткач-Ткаченко первые шаги в хоккее делал в системе «Салавата Юлаева». Дебютировал в МХЛ в сезоне 2024/2025, отыграл 40 матчей, отражая 90,8 % бросков и пропуская в среднем 2,99 гола за игру.
— Что для вас значило сыграть за «Толпар» в МХЛ?
— Я хочу пройти всю систему «Салавата Юлаева». В первом матче было волнительно, потому что спортшкола и МХЛ — разные уровни. Здесь игроки думают и действуют быстрее, нужно под них подстраиваться. Главное — сразу отразить или поймать шайбу, после этого волнение проходит.
— Вы когда-нибудь пропускали с первого же броска в матче?
— Может, раньше такое и было. Важно сразу собраться, взять себя в руки, чтобы больше так не пропускать.
— Как в целом оцените прошедший сезон?
— Считаю, шикарный первый сезон для молодого вратаря в МХЛ.
— Сколько матчей вам понадобилось, чтобы прочувствовать игру?
— Матча три, потом уже адаптировался.
— То, что «Толпар» играл в «Серебряном» дивизионе, упростило ваш дебют?
— Я думаю, да. Между командами «Серебряного» и «Золотого» дивизионов есть разница. Я уважаю всех соперников и настраиваюсь одинаково, но в «Золотом» дивизионе игроки всё продумывают наперёд, действуют быстрее и бросают сильнее.
— Что вам говорили тренеры по ходу сезона?
— Поддерживали: давали напутствия, советовали, как правильно действовать. Мне оставалось только слушать и делать то, что говорят. Обычно всё обсуждаем после матчей с тренером вратарей. Во время игр этого не требуется, я подъезжаю к скамейке только после окончания периода.
— Как долго вы отходите после матчей?
— Я стараюсь всё переносить спокойно: оставлять самое лучшее, забывать самое плохое. Проходит один день после матча, и мы с тренером вратарей смотрим видео, анализируем игру. Если есть что обсудить, то остаюсь сразу после матча. А так — спокойно переодеваюсь, делаю заминку, ем и иду домой.
— Как вы отреагировали на поражение в плей-ин от «Кузнецких медведей»?
— Было обидно, что мы не прошли дальше. Ребята старались, но везение было на стороне соперников. Я настраивался так же, как и на все игры. Самое главное — получить удовольствие от матча, даже от плохого, ведь это моя работа. У меня получилось, а всей командой будем сильнее.
— Какой матч в сезоне 2024/2025 запомнился больше всего?
— Игра против «Авто», когда мы открывали новую «УГМК Арену». Было классно: много болельщиков, всё на высшем уровне. Для меня это пока самое большое количество зрителей. Я старался не замечать шум и концентрировался на игре.
— Какое спасение понравилось больше всего в дебютном сезоне?
— Запомнилось, как в игре против «Тюменского легиона» я вытащил шайбу из пустых ворот. Этот эпизод не попал в нарезки. Я сыграл в том матче «на ноль».
— Как вы пришли в хоккей?
— Играл дома в настольный хоккей, смотрел матчи КХЛ по телевизору за компанию с папой. Предложил ему сходить в секцию, попробовать. Первые два-три года был полевым игроком. Потом увидел вратарей и подумал, что у них классная форма, решил попробовать. Поначалу было нелегко: форма тяжёлая, баул большой, но потом привык.
— Как родители отнеслись к тому, что вы захотели играть в хоккей?
— Поддержали, сказали, если понравится, то дальше буду играть, если нет, то нет. Когда захотел быть вратарём, тоже ответили, что у меня всё получится. Всегда поддерживали.
— Ваш папа — хоккейный болельщик?
— Не ярый фанат, но ему нравится хоккей.
— Почему вы взяли 99 номер?
— Просто он был свободным в «Толпаре», никак ни с кем не связан. В детстве я играл под 20 номером, когда был постарше — под 83.
— Кого из российских вратарей выделяете?
— Мне многие нравятся: Андрей Василевский, Пётр Кочетков, Сергей Бобровский, Максим Моторыгин, Семён Вязовой, Александр Самонов. Все по-своему хороши, но у каждого свой стиль, я не могу себя с ними сравнивать. Смотрю нарезки матчей КХЛ, НХЛ. Нравится наблюдать, как вратари ловят шайбы, перемещаются, читают игру. Всегда анализирую, как сделал бы в такой же ситуации я.
— У вас есть ритуалы перед играми?
— Я всегда перед стартом матча стучу три раза по штанге сначала ловушкой, потом клюшкой. Это не ритуал, а привычка: просто хочу себя зарядить, взбодрить.
— Как вы работаете над собой с точки зрения психологии?
— Сейчас читаю книгу «Кругом одни идиоты». Там говорится про разные психотипы людей, как себя с ними вести. Полезно для общего развития. Мне её посоветовал Никита Ченцов, с которым мы играли в прошлом сезоне. Ещё тренер вратарей помогает по психологии: мы спокойно можем обсудить проблему, поговорить, он что-нибудь мне подсказывает.
— Чем вы занимались в отпуске?
— Ездил за визой в Ташкент, был на сборах в Питере, потом в Майами и в лагере развития в Юте. Отдохнуть особенно не получилось.
— Что за сборы в Санкт-Петербурге?
— G50 у Андрея Гаврилова, бывшего вратаря «Салавата Юлаева». На сборах был Ярослав Аскаров, приезжал на пару дней. Прикольный парень. Мы обсуждали форму, какие различия в России и в Америке.
— Вы подсмотрели у него какие-нибудь новые упражнения?
— Посмотрел, как он с глазами работает. Берёт два маркера, то дальше отводит, то ближе, то в сторону, и смотрит на них. Так тренирует глаза перед игрой, чтобы лучше видеть шайбу. Надо тоже попробовать.
— Вы тренировались с основой «Салавата Юлаева»?
— Один раз. Там большие игроки, всё быстрее, сильнее, плотнее. Было прикольно потренироваться с Джошуа Ливо, игроком такого высокого уровня. У всех броски классные, но его мне запомнились больше всего: сильные, точные.
— Какие у вас личные цели на следующий сезон?
— Попробовать свои силы в КХЛ, если возьмут в основную команду — это главная цель. Пока что я прохожу предсезонку с «Толпаром», но могут пригласить и в «Салават Юлаев». Буду работать для этого.