Павел Пряников: остаются проблемы с наблюдением за электронным голосованием и его верификацией
11 регионов, которые в 2024 году вводили ДЭГ, не подали заявки на проведение его в текущем году: Крым, Алтайский и Камчатский края, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Ярославская области.
ДЭГ, безусловно, упрощает избирательный процесс (технически и финансово) и теоретически способен увеличить явку. Но у него остается прежняя проблема – как осуществлять наблюдение за электронным голосованием, верифицировать его. Например, где гарантия того, что избиратель, физически голосуя на смартфоне или компьютере на каком-нибудь заводе или госучреждении, делает это не под давлением начальства?
Не стоит забывать и о том, что у нас физически не охвачены интернетом еще значительные доли граждан, а также у части из них отсутствуют необходимые компьютерные знания.
Или как голосовать в СИЗО, где у людей есть право голоса – им дадут в руки компьютерную технику, это разрешено внутренним уставом? Именно поэтому эксперименты с ДЭГ были начаты на Западе раньше, чем в России, но также раньше они были свернуты там именно из-за таких технических и институциональных причин.