30 октября в Орловской области вспомнят жертв политических репрессий
В городе запланировано возложение цветов и к памятникам Александру Горбатову и Николая Поликарпова, которые тоже пострадали от репрессий.
Горбатов — генерал, командующий третьей армией — освобождал Орел от фашистов. Он - герой Советского союза. Но прежде, чем им стать, Горбатов прошел через допросы, обвинения и арест. В сентябре 1937 года мужчину отстранили от должности «за связь с врагами народа» и исключили из партии. Вскоре, в марте 1938, его восстановили на посту и вернули в партию. Но ненадолго. В октябре снова увольнение и уже арест, а 8 мая следующего года приговор: 15 лет лишения свободы. Вот, что он вспоминал о ходе следствия в своих мемуарах:
«Допросов с пристрастием было пять с промежутком двое-трое суток; иногда я возвращался в камеру на носилках. Затем дней двадцать мне давали отдышаться… когда началась третья серия допросов, как хотелось мне поскорее умереть!»
А наш земляк Николай Поликарпов — дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда. Именно он стоял у истоков советской школы русского самолетостроения. Его самолеты стали основой истребительной авиации. Он — «король истребителей». Именно так его прозвали в авиационных кругах.
Но в 1929 году его обвинили в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. Арест состоялся, а впереди - смертная казнь. В «Бутырке» он вошел в состав «Особого конструкторского бюро", его сотрудники создали лёгкий манёвренный истребитель-биплан.
Страшного приговора удалось избежать. Но в 1931 году Поликарпова приговорили к 10 годам лагерей. А позже случилась встреча со Сталиным. Конструктор представил вождю истребитель И-5, который пилотировали Чкалов и Анисимов. Через 3 недели приговор мужчины указали считать условным. А еще через несколько дней Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии и освобождении сразу нескольких специалистов, в числе которых был и Поликарпов.
Но помимо историй известных людей, есть личные трагедии рядовых орловчан, которые стали жертвами репрессий. Назвать их точное количество не представляется возможным. Ясно одно — в 20х — 50х годах разрушили жизни десятков тысяч жителей Орловщины.
В Единой же базе жертв политических репрессий прописано больше 2 миллионов имен. Есть там и книга Памяти жертв политических репрессий Орловской области. В списке: церковнослужители, врачи, учителя, инженеры, руководители предприятий, колхозники. Вот лишь одна цитата о раскулачивании:
"На 18 февраля 1930 года в Новосильском районе было раскулачено 430 хозяйств, в Свердловском — 522, в Дмитровском — 388, во Мценском — 320, в Корсаковском—300, в Сосковском—237, в Орловском— 235. в Волховском — 1854."
