Как были придуманы самые классные монстры из кино от ксеноморфа до акулы-людоеда
Кто-то боится клоуна Пеннивайза из «Оно», а кто-то теряет сознание при виде Бабадука из одноименного хоррора. Однако всех их играли живые актеры, которые и сумели передать через экран зловещий образ. Но почему же мы так боимся монстров, которые очевидно были сделаны с помощью аниматроники, муляжа и компьютерной графики? Почему они настолько ужасающие?
Рассказываем, как CGI-специалистам, художникам, операторам и режиссерам удалось создать настолько страшных монстров, что они стали элементами поп-культуры.
Предупреждение: данный материал может включать вызывающие тревогу описания сцен насилия, в том числе эксплуатации продуктов животного происхождения во время съемок. Не рекомендуется к прочтению лицам с низкой психологической устойчивостью. Материал написан исключительно в информационных целях.
Ксеноморф из «Чужого»
Первые наброски ксеноморфа были сделаны Хансом Руди Гигером еще для неснятой «Дюны» Алехандро Ходоровски. Именно тогда Дэн ОʼБэннон увидел его эскизы и задумал написать сценарий о монстре, настолько же красивом, насколько ужасном. В итоге талантливого швейцарского художника позвали работать над хищным инопланетянином для фильма Ридли Скотта «Чужой». Согласно сюжету, нужно было продумать не только его анатомию, но и несколько стадий развития от вылупления из яйца (овоморф) и попадания в организм человека (лицехват) до рождения из тела человека (грудолом) и созревания во взрослую особь (ксеноморф).
Внутренняя часть яйца овоморфа была сделана из коровьего рубца и желудка. Макет лицехвата, вдохновленного осьминогом, был выполнен из кишок овцы, а за его механику и движение отвечал специалист по спецэффектам Роджер Дикен. Он же вдохнул жизнь в грудолома. Для его создания использовались аниматроника и такие материалы, как кишки овцы для имитации кожи, и элементы, напоминающие позвоночник змеи. Сам концепт-арт лицехвата позаимствован Гигером из триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» Фрэнсиса Бэкона (сходство налицо) и рисунков из собственной книги «Некрономикон». Гигер, соединивший в работах органику и механику, дал толчок развитию стиля биомеханики в искусстве и биопанка в кино.
Дизайн костюма взрослого ксеноморфа смастерили по фигуре актера Боладжи Бадеджо: его собрали из запчастей Rolls-Royce, крышек от бутылок, костей змей, пластилина и покрытых латексом черных кед Converse.
Сцена, в которой ксеноморф ломает грудную клетку Кейну (Джон Херт) и вырывается на свободу, стала самой жуткой в фильме. Но ее могло бы и не быть, поскольку из-за технических условий ее нужно было снять одним дублем.
«Я знал, что когда это случится, белые декорации будут уничтожены, а для уборки понадобится около двух недель. Так что у нас не было второго дубля. Я почувствовал, где ксенморф должен был выйти и расположил все определенным образом. Бедный Джон Херт лежал привязанным на столе под искусственным туловищем. Мы снимали, и я, если честно, скрестил пальцы», — позже вспоминал Ридли Скотт.
Успех «Чужого» воскресил интерес к фильмам про монстров, которые раньше относились к категории B, но Ридли Скотт вывел истории на новый уровень. Над каждым последующим фильмом франшизы работали разные режиссеры, дополняя мифологию и анатомию ксеноморфов. Например, Джеймс Кэмерон выдвинул собственную гипотезу о том, как могли бы размножаться инопланетные твари:
«Мы видели появление паразита из яйца, видели, во что, вырастая, превращается эмбрион. Но взрослая форма совершенно точно не могла бы отложить тысячи яиц, которые мы видели на заброшенном корабле. По крайней мере такова была моя теория. Поэтому я взял на вооружение образ большого пространства, заполненного яйцами, и придумал иерархическую структуру, похожую на улей с гигантской королевой-маткой внутри».
Кадр из фильма «Чужие» Кадр из фильма «Чужие»
Для ее создания Кэмерон придумал революционный для своего времени способ управления огромной куклой: внутри тела Королевы находились два кукловода. Собирали ее из запчастей, а скелет-арматуру покрывали пенопластом — в противном случае куклой из-за тяжести было бы невозможно управлять. Каскадеры в теле Королевы двигали не только четырьмя лапами, но и хвостом. Его приводили в действие с помощью рычагов в «бедрах» Королевы. Для съемок также изготовили две головы: одна отличалась прочностью, а другая была полегче. Тогда же впервые в кино задействовали гидравлику для лучшей передачи эмоций, движения пасти и языка.
Основная сложность заключалась в том, чтобы тогда возможности графики не позволяли стереть тросы, поэтому поднять махину на подъемном кране, было не невозможно. В итоге CGI-специалист Джон Ричардсон придумал систему поддерживающих устройств, которые позволили бы снимать матриарха улья с разных планов.
Акула-людоед из «Челюстей»
Съемки «Челюстей» стали самыми сложными в карьере Стивена Спилберга. На создание фильма Universal Pictures дала ему 55 дней, и с самого начало все под откос: то на группу обрушивались затяжные дожди, то техника выходила из строя. Только из-за погодных условий и попадающих в объектив лодок пришлось увеличить бюджет фильма с 2,5 миллионов долларов до 9, а время до 159 дней. Съемочная группа была также деморализована трудностями. Многие пророчили Спилбергу крах карьеры, но случилось все ровно наоборот. «Челюсти» получили три «Оскара» и «Золотой глобус», а кассовые сборы в мире составили более 470 миллионов долларов.
Изначально по сюжету акула-людоед, наводящая страх на отдыхающих, должна была убить Мэтта Хупера, но сцена, в которой она напала на лодку и сломала клетку, оказалась настолько реалистичной, что Стивен Спилберг на ходу изменил сценарий.
Большинство сцен были отсняты без макета, глазами акулы. Даже в эпизоде нападения акулы ее самой не видно. Но это вынужденный прием — механическое чучело постоянно ломалось. Кстати, хищницу звали Брюс. И точнее сказать, их было целых три. Каждая обошлась студии в 250 тысяч долларов. По сюжету размеры акулы в длину достигают восемь метров, в то время как на самом деле было всего четыре. При этом ширина челюстей составила 1,52 метра, а одна только голова весила 181 килограмм.
CGI-специалисты Джо Элвз и Боб Мэтти с командой сконструировали две механические модели с открытым брюхом: у одной — с левой стороны, у другой — с правой. Прежде чем Брюса спустили на воду, его испытали в полевых условиях. Основной же макет акулы был сделан из стальных труб, а для реалистичности его полностью покрыли «кожей» из полиуретана. Все они двигали челюстями, глазами, головой и хвостом. При этом макетом управляло 14 человек. Несмотря на оснащенность пневматическим приводом, соль в морской воде выводила конструкцию из строя.
Сложнее всего было снимать сцены охоты на чудовище. В море выходило 14 судов с актерами, съемочной группой, водолазами и оборудованием. Кроме штормовой погоды, в кадр то и дело попадали яхты и пассажирские суда, сама команда страдала от морской болезни, техника постоянно попадала в воду, а шлюпка главных героев и вовсе пошла ко дну. Часть водных сцен была отснята в павильоне, но Спилберг хотел снимать в реальных условиях.
Куклы Чаки и Тиффани из слешера «Детские игры» и «Невесты Чаки»
Кровожадная кукла Чаки, в которую вселился дух убийцы Чарльза Ли Рэя (комбинация имен известных серийных убиц Чарльза Мэнсона, Ли Харви Освальда и Джеймса Эрла Рэя), многих лишила сна. Сценарист Дон Манчини признавался, что идея слэшера пришла ему, когда он увидел по телевидению рекламу кукол Cabbage Patch Kids и эпизодом «Сумеречной зоны» под названием «Живая кукла». Изначально история представляла собой сатиру о влиянии маркетинга на детей. Он хотел показать, как популярная игрушка может превратить жизнь ребенка в кошмар.
В сиквеле «Невеста Чаки» у антигероя появится жена, а в «Потомстве Чаки» нам показывают его отношения с сыном. Причем почти везде Чаки стремится снова стать человеком и обманом завладеть телом главного героя Эндрю (сначала в детском, а потом взрослом возрасте). Но почти всегда погибает в конце и воскресает в новой части.
Кстати, «оживляли» куклу с помощью аниматроники, а не графики. Манчини добивался «эффекта зловещей долины», чтобы кукла настолько напоминала человека в действиях и мимике, что это пугало. Обычно Чаки управляла команда из 11 человек, которые приводили ее в движение с помощью пульта, но в некоторых сценах режиссер задействовал актеров с дварфизмом и статистов-детей. Отрицательным обаянием Чаки наделил Брэд Дуриф, озвучивший зловещую куклу. Образ куклы Тиффани Валентайн, подружки Чаки, был вдохновлен фильмами «Прирожденные убийцы» и «Бонни и Клайд». Ей голос подарила актриса Дженнифер Тилли.
«Годзилла»
Поздние версии Годзиллы были созданы с помощью компьютерной графики, а вот ранние представляли собой аниматронные модели. Самый первый фильм о японском монстре-гиганте режиссера Исиро Хонда вышел в 1954 году — его революционность заключалась в операторской работе и использовании макетов монстра и миниатюрного города, а эффект грома и молний создавали фейерверками и пиротехникой. Костюм Годзиллы из латекса и резины весил 100 килограммов, а управлял им актер Накадзима Харуо, сделавший походку монстра реалистичной.
Сценарий «Годзиллы» был написан под влиянием событий 1 марта 1954 года, когда моряки рыболовного судна «Фукурю-мару № 5» пострадали от радиации в результате американских ядерных испытаний на атолле Бикини в Тихом океане. Продюсеру кинкомпании Toho Томоюки Танаке не позволили снимать документальный фильм об этом, поэтому он снял фильм-метафору о доисторическом чудище, проснувшемся в результате испытаний водородной бомбы. Само название было отчасти вдохновлено Кинг-Конгом и представляло собой сочетание слов «горира» («горилла») и «кудзира» («кит»).
Инопланетянин из фильма «Нечто»
Фантастический хоррор про полярников, столкнувшихся с внеземной формой жизни в Антарктиде, запомнился, пожалуй, одним из самых омерзительных монстров в кино. «Нечто» Джона Карпентера стала классикой жанра. Компьютерная графика в фильме почти отсутствовала, поэтому монстра создавали с помощью кукол, аниматроники и грима. Над спецэффектами работала команда во главе с Робом Боттином и его правой рукой Стэном Уинстоном. Оба отличались перфекционизмом и много времени уделяли деталям. Перед ними стояла задача — показать способность инопланетянина имитировать других существ.
Технически самой сложной оказались сцены с раскрывающейся грудной клеткой Норриса и сцена с трансформацией собаки. Для этого Боттин и Уинстон использовали сложные гидравлические механизмы, силиконовые копии актеров и прочие технические уловки. Например, для сцены, в которой руки доктора Коппера откусывает ставший нечто Норрис, был приглашен человек с ампутированными руками, которому соорудили искусственные новые. Это добавляло реализма. В эпизоде отделения головы от туловища была использована реплика головы Чарльза Хэллахана, которая сильно растягивалась благодаря расплавленной пластмассе и жевательной резинке.
Джабба Хатт из «Звездных войн»
В третьей части оригинальной трилогии «Звездных войн» мы знакомимся с мафиози Джаббой Хаттом, захватившим в плен контрабандиста Хана Соло и принцессу Лею. Его образ был вдохновлен тираном Лето II Атрейдесом из «Бога-императора Дюны», в которой главный герой трансформирует свое тело, превращаясь в гигантского червя с лицом и руками человека. Да и в изначальном сценарии Хан Соло был контрабандистом меланжа, сам Джабба жил во дворце на напоминающей Арракис пустынной планете, а Лея стала похожей на наложницу и возлюбленную тирана Хви-Нори — еще параллели с «Дюной».
Для создания Джаббы Хатта смастерили большую куклу, которой управляла группа людей. И еще внутри макета находилось три актера, Крис Талли, Тони Нобл и Майк Эдмондс, которые получали из наушников команды режиссера и манипулировали его движениями и мимикой. Дизайн придумали Стюарт Фриборн и компания Industrial Light & Magic Creature Shop, а Джон Коппингер вылепил детали из латекса, глины, пенопласта, стекловолокна, проволоки и клея. В общей сложности на его создание ушло почти три месяца, а затраты составили 500 000 долларов. Голос Джаббе подарил Ларри Уорд, а звуковые эффекты, в частности чмокание губами и движение конечностями, создавались с помощью таких предметов, как грязное полотенце в мусорном баке и запеканка в кастрюле.
Тираннозавр из «Парка юрского периода»
Блокбастер «Парк Юрского периода» принес Стивену Спилбергу более 900 миллионов долларов, тем самым запустив успешную франшизу о динозаврах — в этом году 1 июля вышла новая часть «Мир Юрского периода: Возрождение» со Скарлетт Йоханссон. Но начиналось все очень тяжело. Стивен Спилберг привлек в проект палеонтолога Джека Хорнера, с которого даже отчасти списан главный герой, доктор Грант. Ученый консультировал аниматора Фила Типпета, чтобы добиться реалистичности в поведении и движении динозавров.
Именно его усилиями удалось придать хищникам сходство с птицами — тогда многие всерьез считали, что динозавры произошли от рептилий и крокодилов. В том числе Грант помог Типпету собрать скелеты динозавров для создания кукол, а это не просто сложно — до сих пор нет ни одного полного скелета динозавра (в музеях недостающие кости заменены гипсовыми слепками, стекловолокном и полиэфирными смолами). Теперь можно представить, какую колоссальную работу проделали CGI-специалисты.
В том числе «Парк юрского периода» стал прорывом в компьютерной графике. Дело в том, что во время съемок Спилберг обнаружил, что куклы динозавров двигаются слишком нереалистично, поэтому он решил отказаться от покадровой анимации и обратиться за помощью к студии по спецэффектам Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. Поначалу он думал, что компьютерная графика поможет убрать тросы и прочий визуальный мусор из кадра, но потом доверил им рисовать самих динозавров. По замыслу хищники должны были напоминать животных из документалок National Geographic.
Для студии ILM это также было вызовом: никто раньше такого не делал. В итоге создали 3D-модель скелета галлимима — страусопободного динозавра — и анимировали его бег (тогда технологии motion capture еще не существовало). Аниматорам пришлось самим носиться по площадке, изображать динозавров с поджатыми лапками, а потом просматривать видеозапись и копировать движения в 3D. Результат превзошел все ожидания.
Фил Типпет позже изобрел собственную технологию Dinosaur Input Device («устройство ввода динозавра»), которая представляла собой подключенный к компьютеру скелет динозавра — его движения сразу передавались 3D-модели.
При этом на съемках активно использовалась аниматроника — несколько динозавров, в том числе знаменитый ти-рекс, были построены в натуральную величину и управлялись дистанционно. К слову, их создал Стэн Уинстон, который уже имел опыт работы с гигантским манекеном Королевы ксеноморфов на площадке «Чужих» Кэмерона.
Запись Как были придуманы самые классные монстры из кино от ксеноморфа до акулы-людоеда впервые появилась PEOPLETALK.