smi24.net
Блог сайта «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Октябрь
2020

Белуха - высшая точка Алтая. Почему любоваться ей лучше из Казахстана, чем из России?

Многим известен вид Белухи с Аккемской тропы (на первом фото), но оказавшись на Казахском Алтае, я очень хотел увидеть Северный Кайлас с обратной стороны. Для этого из райцентра Катон-Карагая мы отправились в самое дальнее по долине село Урыль.

Автобус туда ходит вроде бы раз в сутки вечером, причём - проходящий аж из Усть-Каменогорска, но нам почти сразу попался джип с прицепом. Вёл его ясноглазый русский парень в камуфляже, у нас бы прокативший за ветерана одной из горячих точек - при частично парализованных ногах (что стало заметно, когда он вышел из машины достать залезшего под колесо котёнка) выглядел он самодостаточно и деловито. Парень ехал в за дровами в аул Енбек докуда взял и нас. По дороге - самое казахское в этой долине село Чингистай, родина писателя Оралхана Бокеева. Но типично среднеазиатская дахма, которую я не задумываясь принял за мазар мусульманского святого - это памятник героям Великой Отечественной. Зелень за селом - пойма Бухтармы, а за Бухтармой стоит Аккайнар - в прошлом та самая Черновая, что дала роскошные каменщицкие избы двум "скансенам" Усть-Каменогорска. Как я понимаю, в прошлом Черновая была воротами бухтарминского Беловодья, к сёлам которого спускались по реке.

Вот у этой горы водитель притормозил, и минут 10 пытался мне показать Австрийскую дорогу - под конец даже Оля поняла объяснения, а я так ничего и не понял, даже когда водитель конкретно наводил туда мой дальнобойный объектив. Купеческие домики Усть-Каменогорска, построенные пленными чехами - лишь отголосок великой стройки Алтая 1914-15 годов: пленные солдаты из армии Австро-Венгрии пробивали путь из Катон-Карагая в Зайсан. Говорят, у Австрийки необычное для горных дорог бывшего СССР устройство - вместо змеистых серпантинов длинные прямые участки, соединённые редкими и очень крутыми поворотами. Её "зайсанский" участок с сёлами Теректы и Урунхайка более проезжий, зато с "катон-карагайского" участка, с перевала Бурхат (2141) один из лучших видов на Белуху. Дорога, по словам водителя, там разбитая и грязная, а по весне порой перекрытая снегом, но в целом проезжая: рядом Китай, он друг хоть и хороший, да слишком уж большой, поэтому казахстанская армия поддерживает Австрийскую дорогу в качестве возможной рокады. Теоретически, её и стопом можно одолеть - на Маркаколь, прямо по берегу которого на проходит, в сезон часто ездят рыбаки.

Но у меня не было никакого желания пробовать - когда мы сошли в Енбеке, где трасса встретилась с Бухтармой, я вдруго осознал, что за час езды нам не встретилось ни одной машины - ни попутной, ни встречной.

А Бухтарма здесь совсем не такая, как в Коробихе или под Зырянском - мелкая извилистая речка, распадающаяся на каменистые рукава:

Сено и горы - весь Казахский Алтай:

Первая машина появилась минут через сорок, но место в ней для нас нашлось. На некоторых электронных картах дороги тут вообще нет, но на самом деле как минимум до Урыли вполне сносный асфальт. По дороге - красивые и очень вычурные скалы у подножья Листвяги:

Они в принципе похожи на те же Линейские столбы или на многочисленные каменные скульптуры Калбинских степей за Иртышом. Мне при слове "Казахский Алтай" представляется в первую очередь что-то такое:

И я ещё не знал, что к одной из этих скал мы в скором времени вернёмся:

Вот и Урыль, которая кажется краем земли. Я думал, что она - самый восточный населённый пункт Казахстана, но судя по карте за горами есть ещё пара деревень. Урыль изначально была не казахской (как сейчас) и не староверческой, а казачьей - как застава между волостью каменщиков и китайской границей она и была основана в 1872 году. Я сразу сочинил историю о том, как на заставу с территории Китая напали какие-нибудь урунхайцы, а казаки, не растерявшись, их урыли - так и прозвали деревню Урыль. На въезде - пустой КПП и грозная табличка, предупреждающая о погранзоне. На сопке поодаль - гарнизон:

Горы над Урылью - это уже не Сарым-Сакты, а Южный Алтай, мощный хребет, отделяющий Казахстан и Россию от Китая, на территории которого находится и высшая точка хребта - гора Джагыртау (3871м). По дороге, фактически объездной, мы пошли вдоль села:

Дело в том, что даже на Урыли дорога не заканчивается - чуть поодаль стоит село Берель, а за ним начинается подъём вдоль реки Белая Берель к Рахмановским ключам. Это неимоверно пафосный санаторий высоко в горах, почти у подножья Белухи, и среди его гостей в Казахстане бывал даже Сам. Однако нормальной дороги, при всём пафосе места, туда так и не проложили, поэтому отдыхающих либо пересаживают в Урыли на "Урал", либо и вовсе привозят из областного центра вертолётом. Долина Берели вклинивается в территорию России длинным аппендиксом до самой Белухи-Музтау, и вдоль неё, в погранзонах и нацпарках, требующих пропусков, находятся красивейшие места Казахского Алтая, например Язовое озеро, в котором отражается Белуха.

И вот, пройдя Урыль насквозь, мы расселись на камнях в ожидании чуда - то есть, машины наверх. Прождав часа полтора, я понял, что шансы невелики, потому что ещё через час уже и ехать туда потеряет смысл: назад вернуться мы не успеем, ночевать в одном из самых пафосных курортов Казахстана нам не по карману, а палатка осталась в Катон-Карагае. Водитель машины, с которым мы доехали в Енбек, дал нам телефон своего друга Василия, который возит туристов на Рахманы, но позвонив, я узнал, что во-первых он освободится с сенокосов не раньше вечера, а во-вторых, поездка туда стоит 30 тысяч тенге (около 5000 рублей). Позже мне говорили, что можно и за 15 000 сторговаться, но здесь удалось скинуть цену максимум до 25 тысяч, да с условием, что наверху придётся ночевать. В общем, большой удачи не случилось, и я принял спонтанное решение - сейчас мы чуть сдадим назад да поднимемся пешком на вон те горы Южного Алтая, чтобы Белуха выглянула нам из-за Листвяги.

И вот уже нас подобрал паренёк-казах до выезда вниз из Урыли. Он оказался КНБшником, напомнил нам, что здесь погранзона и если КПП был пустой - это ещё не повод её нарушать, но в итоге даже не проверив документы высадил за шлагбаумом да укатил в гарнизон. Вскоре нас подобрали двое сельских казахов, отец и сын, нашу идею поняли сходу и отвезли на заброшенную зимовку у подножья лесистых гор. Закатный вид - к счастью, с обратного пути, но 14-15 часов дня - тоже не самое лучшее время для подъёма на гору. Хотя наша цель была прекрасно видна с земли - курумники и скалы, на которых расступается несовместимый с обзором лес. Казахи сказали - за два часа дойдёте, не пожалеете, оттуда и Белуха видна, и Китайский Алтай! И мы пошли, но забегая вперёд скажу, что вместо вершины с курумами ушли на невысокую сопочку справа:

Лес Казахского Алтая оказался уютен и просторен, словно парк:

Сначала мы шли человеческой тропой, потом - звериной, потом - без тропы, но ни разу за весь подъём нам не встречалось непроходимых мест. Там, где нас накрывала усталость - обязательно находилось бревно, на которое можно присесть, и в общем по этому крутому склону нам шлось как-то легче, чем по широкой и унавоженной Аккемской тропе. По осени здесь даже клещей нет, хотя попадается лосиная вошь.

А Белуха, она же Музтау, она же Уч-Сюмер - похоже, и впрямь пуп Земли, потому что Алтай по обе её стороны потрясающе симметричный. На той стороне - Тюнгур и Кучерла, на этой Урыль и Берель как последние сёла в тупике дорог. На север с Уч-Сюмера в Катунь течёт Аккем, на юг с Музтау в Бухтарму - Белая Берель. Уч-Сюмер отражается в Аккемском озере, а Музтау - в Язовом. В верховьях Аккема - Мастер-Камень, в верховьях Берели - Молельный камень, оба в ленточках и обоо. В долинах - Катандинские курганы на севере и Берельские курганы на юге, давшие науке первый материал, позволивший оценить грандиозное значение Алтая в древней Евразии. На Аккеме всем заведует обнаглевший "Высотник", на Берели - пафосные "Рахмановские ключи". А совсем уж издали Белуху можно увидеть с гор хоть над Усть-Коксой, хоть над Катон-Карагаем.

Мы шли вверх пару часов, склон в какой-то момент стал таким крутым, что уже почти карабкались, и я понял, что дотемна к вершине мы может и успеем, а вот спускаться тут в потёмках не стоит категорически. Вот за деревьями мелькнул прогал, и мы поспешили к нему. С каменистой гряды на краю сопки неплохие виды вбок и вверх, на распадок перед более высокой горой:

Наугад я сфотографировал далёкие вершины, скромно понадеявшись, что это Китайский Алтай:

Однако в той стороне - не Китай, а Россия, и за белками должно быть плато Укок, ещё дальше за которым Чуйская степь - так и попали туда казахи. Даже если бы мы дошли до тех курумов - скорее всего увидели бы лишь следующую, более высокую гряду Южного Алтая, причём даже не пограничную - на долготе Урыли за горами ещё Казахстан.

За ветками смутно виднелся белок, и я понимал, что цель почти достигнута - надо лишь найти прогалину с видом в ту сторону! И вскоре она нашлась - скалистый край распадка слегка повернул, образовав естественный балкон. Вот она, Белуха над долиной Бухтармы, и мы с Олей сошлись на том, что результат превзошёл ожидания!

Синяя Бухтарма и те вычурные скалы, к которым мы вернулись:

Урыль с пустым КПП и закрытым на зиму придорожным магазином:

Село-спутник Урыли Джамбул и турбаза у подножья "нашей" горы ниже ветки:

Дорога на Берель, пока ещё асфальтовая:

Но то земля, а мы пришли смотреть поверх Листвяги. Думаю, не будет преувеличением сказать, что с этих гор открывается лучший вид на Белуху - её северная сторона в принципе не столь изящна, ближе её скрадывают горы на переднем плане, а с других точек она видна в пол-оборота. Отсюда же Белуха смотрится по всей красе, куда как более двуглавая, чем Эльбрус. С той стороны (по-алтайски) она Уч-Сюмер и Кадын-Бажы, с этой (по-казахски) - Музтау, то есть Ледяная гора, хотя даже казахи её называли при нас Белухой. Высшая точка Сибири... но по Памирскому тракту я проезжал ещё выше, примерно так, как в этом кадре заканчиваются ветки.

Чем ещё хороша оказалась наша точка - так это тем, что массив Белухи просматривается с неё от края до края. На кадре выше слева направо Корона Алтая (4178м), две вершины Белухи (4435 и 4509м) и наверное что-нибудь вроде пика Делоне (4260м).

Почти всё - на территории России, кроме ближних бесснежных гор и правой (восточной) половины правой (восточной) вершины Белухи, которые в Казахстане. Корона Алтая крупнее:

Более того, "фасад" Белухи - именно здесь, потому что её южный склон более пологий и доступный, чем Аккемская стена. Там наверху всегда мороз и страшный ветер, которому нет преград на тысячи километров вокруг, но альпинисты с "Высотника" в первых числах сентября ходили туда потоком. Я снова надеялся увидеть на белом склоне цветастую группу людей. Ну а для местных язычников, буддистов и Рериха гора Белуха - это Северный Кайлас, равноудалённое от Четырёх океанов сердце Евразии, прямой канал в Высокие миры.

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Родители 240,5 тыс. детей в Московской области получают единое пособие

АНДРЕЙ БЕЛОУСОВ И "СВЯТОЙ ЛЕНИН" ОТКЛЮЧАЮТ НАСТОЯЩИХ ПИРАТОВ?!

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: В Московском регионе более 62 тысяч семей распорядились материнским капиталом через банки

Вебкам-студия MONTANA в Санкт-Петербурге

Команда Сервисного локомотивного депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ЛокоТех-Сервис» стала победителем эстафеты ГТО железнодорожных игр «Мы вместе»

Главный врач клиники микрохирургии глаза АйМед Элина Санторо: как защитить зрение при просмотре ТВ

Корпоративные активности: нужны ли и как влияют на коллектив

Жители Таганрога помогут сделать родной город чище

Rashan Gary Showed No Concern When Asked About Caleb Williams

Commentator’s curse strikes immediately as LIV golf hothead Tyrrell Hatton swears live on TV after losing it at the WIND

Who could England get next in Euro 2024 knockout stage after going through to last-16?

Mets survive late barrage to beat Yankees in Subway Series opener

В Москве пройдет 19-я выставка «Интеравто»

Терминал сбора данных (ТСД) промышленного класса SAOTRON RT42G

Росгвардейцы приняли участие в акции "Свеча Памяти".

ТСД промышленного класса Saotron RT-Т510

'Maybe this new Stardew Valley-like game is pretty good' I said to myself after blearily noticing I'd played it until 2 in the morning

Dustborn let me smash fascists and flirt with my situationship on a road trip across America

The latest friendship-ruining co-op game on Steam is a punishing platformer where you're chained to your pals, and it's about to crack 100,000 concurrent players

Прохождение элитного подземелья «Лесной алтарь» в Tarisland

Робота водієм у Таксі 571 (Київ)

Преимущества карты строек жилых и промышленных объектов в России

Состоялась церемония вручения премии Men Today Trends

Как выбрать лучший строительный субподряд

TheGirl Russia подвели итоги конкурса-премии «Будь theGirl!»

В МВД сообщили, что Колокольцев проведет переговоры с замгенсека ООН в США

Вебкам-студия MONTANA в Санкт-Петербурге

Губерниев: не считаю предателями тех, кто меняет спортивное гражданство

«Райффайзен Банк» объявил об уходе из России

OMV подает жалобу на решение российского суда по спору с Газпромом

Прокуратура добилась выплат для нижегородских участников СВО

В Беларуси отреагировали на неожиданное решение Арины Соболенко

Путинцева в Бирмингеме завоевала третий титул WTA в карьере

Россия — первая по теннисным отказникам! Почему сразу девять наших сказали «нет» Олимпиаде в Париже

«Недальновидное решение». На «Беларусь 1» раскритиковали отказ Арины Соболенко от Олимпиады

Мощь и роскошь: этот эксклюзивный автомобиль стоит 115 млн рублей – и он того стоит

В округе Шатура построят новый жилой дом для переселенцев из аварийного жилья

«Райффайзен Банк» объявил об уходе из России

В Подмосковье появится завод по производству препаратов для лечения онкобольных

Музыкальные новости

Водонаева раскритиковала дочь Джигана

Возвращение премии Муз-ТВ: Киркорова посадили в клетку, а Бузова приехала с карликами

Эйвазов после объявления о разводе показал, как проводит время с сыном Нетребко

Премьера фильма «Арбенина» состоится накануне ее юбилея

Как выбрать лучший строительный субподряд

Преимущества карты строек жилых и промышленных объектов в России

TheGirl Russia подвели итоги конкурса-премии «Будь theGirl!»

Запад в истерике: как Путин посетил Вьетнам и Северную Корею

Сбить спесь с Израиля. Россия приняла ХАМАС в Москве.

Певица Наталья Самойлова презентовала новый клип «Голос природы»

СОТРУДНИКИ РОСГВАРДИИ ОКАЗАЛИ ПОМОЩЬ САМОКАТЧИЦЕ, ПОСТРАДАВШЕЙ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ В МОСКВЕ

В Москве пройдет 19-я выставка «Интеравто»

В Бузулуке возбудили уголовное дело по ДТП с погибшим ребёнком

Более 12 млн раз проехали автомобилисты по платной трассе М-12 Восток

"Хинди Руси бхай бхай": Россия и Индия готовят Западу "большой привет"

Россия получит доступ к военным базам и аэродромам Индии, что создаст угрозу США

Замглавы МИД России и посол Южной Кореи обсудили визит Путина в КНДР

Андрей Воробьев отметил важность возвращения иконы Рублева в лавру

Около 1,3 тыс. случаев коронавируса выявили в Москве за неделю

Около 1,3 тысячи случаев заражения COVID-19 выявили в столице за неделю

Инфекционист Никифоров предупредил о нарушении зрения в течение 2-3 месяцев после перенесенного ботулизма

Балашихинская больница стала лучшей в регионе по направлению трансфузиологии

Стоматолог Татьяна Сумцова: когда стоит задуматься об установке брекетов

"Запад до последнего будет закрывать глаза на зверства режима Зеленского": Мария Захарова ответила Киеву после атаки на Севастополь

«Объединяем Россию!». Как столица отметит День молодёжи

Hisense запустила рекламную кампанию «Ставшие легендой»

Детская зона «ЯРКО» – на Летней Спартакиаде «Газпром-Медиа Холдинга»

В Димитровграде проводят чемпионат России по парусному спорту в классе «микро»

«Все решено»: Лукашенко поблагодарил Лаврова за важное для Белоруссии решение

Китай может построить в Минске еще один знаковый объект

Собянин: Уровень безработицы в Москве будет снижен до 1,2 процента к 2030 году

Собянин рассказал о масштабной программе празднования Дня молодежи в Москве

Сергей Собянин. Главное за день

Мэр: 29 и 30 июня в Москве пройдет масштабное празднование Дня молодежи

Землевладельцев Щелкова предостерегли от нарушений правил обращения с отходами

Экологи «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» показали высокий профессионализм на Всероссийском конкурсе

Математики СФТУ разработали методику борьбы с ураганами

Эксперт Ганьшин: вместе с температурой в Москве растет и количество осадков

Специалисты ГКУ «Мособэкомониторинг» отчитались о проделанной работе в июне

В Подмосковье появится завод по производству препаратов для лечения онкобольных

Два сквера и территорию благоустроют у водохранилища в Волоколамске

Загоравший на детской площадке москвич напал на женщину из-за замечания

Семейный пикник «Родные - любимые» пройдет в Поморье в третий раз

Портативный ТСД корпоративного класса Saotron RT-T70

В Димитровграде проводят чемпионат России по парусному спорту в классе «микро»

Спортсмены из Архангельской области взяли серебро и бронзу на чемпионате России по пулевой стрельбе

Агент СБУ засел в МВД Крыма: Источник сообщил о поимке майора-шпиона

В Симферополе предупредили об антитеррористических учениях

В Симферополе пройдут антитеррористические учения

Удивительно, но факт: в Симферополе снять квартиру дороже, чем в Севастополе

Страшные страницы истории, которые надо помнить

Более 26 тыс. человек прошли обучение в Корпоративном университете столичного транспорта с начала года

Свыше 1,2 тысячи спортсменов примут участие в забеге в Зарайске 29 июня

Экспонаты музея-заповедника из Можайска отвезут на выставку в Новокузнецк

СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *