Целевое для всех: студентов-медиков хотят обязать отработке в госбольницах
Госдума 30 октября рассмотрит законопроект, который может изменить работу всей системы здравоохранения. Речь о целевом обучении всех студентов-медиков и обязательной отработке. С одной стороны, такое решение закроет проблему нехватки врачебных кадров. С другой – в документе остается много противоречий и нестыковок. Корреспондент РЕН ТВ Леонид Клименчук взвесил все "за" и "против".
Более двух тысяч пациентов из трех сел, а врач всего один. Люди каждый день преодолевают десятки километров по грунтовой дороге к единственному спасителю. Он замещает сразу шесть докторов. Молодые медики в селе не задерживаются.
За день Андрей Анисимов принимает в среднем 30 человек. Но, говорит, уже привык работать до последнего пациента. Освоил терапию, хирургию, офтальмологию и лор-профиль. Его главная задача – поставить предварительный диагноз и, при необходимости, отправить больного к узкому специалисту.
"У нас в больнице рентген, аппарат есть, передвижной. По крайней мере какую-то срочную диагностику всегда можно сделать. И по легким заболеваниям, и по травмам", – рассказал участковый врач в больнице села Боровлянка Андрей Анисимов.
Сегодня в России чуть больше 500 тысяч врачей. То есть, на 10 тысяч человек приходится около 50 медиков. Всего лишь 9% работают в селах. В это же время, из медуниверситетов ежегодно выпускаются более 70 тысяч студентов. Однако, дефицит медперсонала только растет. В стране не хватает больше 23 тысяч врачей и около 63 тысяч медсестер, фельдшеров, акушеров и лаборантов.
Выйдя из вуза, по меньшей мере треть выпускников не идут работать в госбольницы и поликлиники. Они грезят о частной практике в больших городах. Там, где и зарплаты выше, и пациенты приходят строго по записи.
В Минздраве придумали, как удержать медиков в регионах. В изначальной редакции законопроект о наставничестве должен был повторить советский опыт. Всех будущих врачей планировали перевести на целевое обучение. На первом курсе им пришлось бы заключить договор с больницей или поликлиникой, а после окончания учебы доктора три года должны были там отработать.
"Чтобы молодой специалист, придя на работу, мог иметь возможности, компетенции, и чтобы у него отсутствовало чувство страха перед пациентом. Для этого необходима была подготовка именно на рабочем месте", – считает депутат Госдумы Татьяна Соломатина.
Но инициатива оказалась противоречивой. Студенты могут выбирать с какой медорганизацией заключить договор. Противники закона видят в этом потенциальную коррупционную схему.
"Появится коррупционная составляющая, потому что там будут более интересные предложения и менее интересные. Больше денег, естественно, более лучшие условия", – объяснил президент общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский.
Ко второму чтению реформу медобразования смягчили. В новой редакции закона от отработки освободили фармацевтов, а длительность наставничества теперь составит от нескольких месяцев до трех лет. Санкции оставили на том же уровне: при отчислении или любом другом нарушении договора целевики должны будут вернуть деньги за обучение, а еще выплатить внушительный штраф.
"Ты приезжаешь на целевое место работы. Ты должен уже заранее пять миллионов рублей. Я говорю про среднего врача. Квартиры у тебя нет, зарплаты у тебя нет, подъемных у тебя нет. В данном случае, у тебя есть только административное давление и принуждение", – считает депутат Госдумы Алексей Куринный.
Срок наставничества и перечень направлений Минздрав установит отдельно для каждого профиля и региона. Именно местные власти, по идее, должны стимулировать молодых медиков остаться в госучреждениях. Но такая помощь пока есть не везде.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
