Слово экспертам: что стимулирует, а что тормозит рынок кабельной продукции для судостроения?
На вопросы Sudostroenie.info отвечают:
| – Евгений Никоноров, руководитель отдела по работе с проектными организациями, ООО "НПП "Спецкабель"; | |
| – Евгений Савин, председатель совета директоров ООО "ЭКМ Холдинг"; | |
| – Игорь Гилка, исполнительный директор Кабельного завода "Сегмент ЭНЕРГО". |
– Что сегодня формирует основной спрос на кабельную продукцию для судостроительной отрасли?
Евгений Никоноров: В настоящее время основной спрос на кабельную продукцию формирует гражданское судостроение. На ключевых отраслевых мероприятиях, таких как Морской Конгресс и выставка "НЕВА", специалисты подтверждают, что в России есть недостаток судов. Как для грузовых перевозок, так и пассажирских. Общая потребность исчисляется сотнями единиц. Баланс спроса смещается с судов, предназначенных для перевозки пассажиров, к судам для транспортировки больших объёмов грузов. По нашему мнению, это связано с утверждением новой редакции Стратегии развития судостроения до 2035 года, в соответствии с которой ключевым направлением развития становится транспортный и рыбопромысловый флот.
Евгений Савин: Спрос формируется под влиянием крупных государственных программ и инфраструктурных проектов. Реализация национальных приоритетных программ прямо стимулирует спрос на специализированную кабельную продукцию, а политика в сторону импортозамещения позволяет фокусироваться на разработках и создании качественного продукта. Синергия судостроительной отрасли с другими проектами топливно-энергетического комплекса также влияет на изменения спроса.
Игорь Гилка: В силу того, что наша компания опосредованно участвует в гособоронзаказе, такой статистики у нас нет. Изменения в части гражданского судостроения действительно произошли, но я не могу сказать, что они существенные. Мы на рынке около 10 лет, и за это время строительство ледоколов занимает достаточно постоянную нишу. В процентном отношении сказать не могу, но в строительстве ледоколов – как с Выборгским судостроительным заводом, так и с Балтийским заводом – мы участвовали и участвуем сейчас. Раньше поставка кабельно-проводниковой продукции отдавалась на откуп заводу, как, например, с Выборгским судостроительным заводом (проект 00222). Сейчас это всё собрано в компетенциях одних рук – это СПО "Арктика", и они достаточно успешно этим вопросом руководят.
– Какие перспективы у российских производителей в сегменте инновационных решений? Например, в выпуске кабелей для цифровизации флота. Она сейчас продвигается достаточно быстро.
Евгений Никоноров: Перед российскими производителями кабельной продукции открываются широкие перспективы. После ухода с российского рынка зарубежных поставщиков судового оборудования, в том числе, для систем навигации, связи, безопасности и управления, прекратились и поставки импортных судовых кабелей. Но потребность в соответствующей продукции не только не сократилась, она постоянно увеличивается.
Например, 15 лет назад наше предприятие выпускало единичные марки судовых кабелей, в основном для систем безопасности и связи. Объёмы поставок составляли десятки метров кабеля в месяц для подключения отдельных приборов при выполнении текущего ремонта судов.
Сейчас "Спецкабель" производит широкую номенклатуру судовых кабелей: это кабели для цифровых систем передачи данных, универсальные кабели для контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, кабели для экстремальных условий эксплуатации, судовые силовые кабели. Кроме выпуска серийной продукции, есть большие планы по разработке новых кабелей для судостроения. От судостроительных и судоремонтных предприятий регулярно поступают запросы на комбинированные кабели, которые должны содержать и электрическую, и оптическую части.
Евгений Савин: Перспективы у российских производителей кабельной продукции в сегменте инновационных решений, особенно для цифровизации флота, выглядят весьма оптимистично. Это связано с мощной государственной поддержкой, активным технологическим развитием и растущим спросом со стороны судостроительной отрасли.
Российские производители не просто замещают импорт, а активно разрабатывают и выводят на рынок конкурентоспособные высокотехнологичные продукты для цифровой навигации и связи.
Некоторые компании уже добились значительных результатов в этом сегменте, в том числе ООО "ЭКМ Холдинг". В нашей линейке есть продукция, которая обеспечивает бесперебойную связь, даже при наличии внешних помех.
Игорь Гилка: Кабельно-проводниковая продукция с учётом требований надзорных и контрольных органов (Российский морской регистр судоходства (РС) и Российское классификационное общество (РКО)) не претерпевает серьёзных изменений из года в год. Это достаточно догматичные нормы, которые раз в несколько лет корректируются, но лишь в сторону улучшения, и нельзя сказать, что интенсивно или кардинально.
Что касается кабелей для цифровизации флота, то, действительно, в последнее время стали активно использоваться «хитрые» кабели управления. За последние 3-4 года многократно возросло использование кабелей для структурированных кабельных систем. В простонародье – ЛАНы, витые пары. Каких-то принципиально новых типов кабелей, по которым надзорные органы уже выдали разрешение, мы пока не видели.
– Насколько активно в России внедряются новые стандарты качества и безопасности для судового кабеля? Есть ли отличия от международных норм?
Евгений Никоноров: Международная нормативная база, которая касается судовых кабелей, существенно отличается от российской. Российские требования очень высокие, это связано с экстремальными условиями эксплуатации судов, например, для перевозки грузов по Северному морскому пути.
Судовые кабели проходят полный цикл необходимых испытаний, которые подтверждаются сертификатами. При этом требования к безопасности и надёжности судовых кабелей постоянно повышаются. Например, недавно появились новые требования по устойчивости судовых кабелей к механическим нагрузкам и внешним электромагнитным помехам. Они, безусловно, важны для обеспечения безопасной эксплуатации судов и увеличения межремонтных интервалов.
Евгений Савин: В нашей стране происходит активное внедрение современных стандартов качества и безопасности для судового кабеля. Наши технические специалисты постоянно отслеживают и анализируют отраслевую специфику, вектор развития судостроительной отрасли в целом российские нормативы, относящиеся к кабельной промышленности, и международные тенденции и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и Международной морской организации (ИМО). Это позволяет оперативно осваивать производство судовых кабелей нового поколения, которые по своим эксплуатационным характеристикам соответствуют современным запросам рынка.
Игорь Гилка: В судостроительной отрасли это достаточно догматичные вещи. Требования РС и РКО меняются нечасто. Есть общие нормы, которые пересматриваются в сторону улучшения. В первую очередь по пожарным характеристикам, токсичности… Всё что влияет на безопасность экипажа. Но кардинальных нововведений нет.
Что касается отличий от международных норм, могу сказать совершенно точно: требования российских надзорных органов к кабельно-проводниковой продукции значительно жёстче, чем у зарубежных партнёров. Это касается и пожарных требований, и задымления, и токсичности кабеля, а также отсутствия галогенов и других вредных компонентов.
Плюс у нас есть серьёзные требования к конструкции самого кабеля, а не только к материалам. Эти нормы значительно строже, чем в Европе. Поэтому можно сказать, что в части, касающейся безопасности, российский кабель может конкурировать практически с любым европейским производителем.
– Каковы перспективы экспорта российского судового кабеля? Может ли отечественная продукция конкурировать с мировыми игроками и за счёт чего?
Евгений Никоноров: Отечественная кабельная продукция для судостроения, безусловно, может конкурировать с зарубежными производителями. Как показывают сравнительные испытания, характеристики наших судовых кабелей, разработанных по программе импортозамещения, не уступают зарубежным.
Перспективы экспорта мы не оценивали, так как у нашего предприятия пока такой задачи нет. В плане поставок судовых кабелей "Спецкабель" концентрируется на обеспечении российских судостроительных и судоремонтных предприятий.
Евгений Савин: Отечественная продукция обладала и будет обладать рядом конкурентных преимуществ, которые позволяют ей занимать устойчивую позицию на внутреннем рынке и международной арене. Прежде всего, это сильнейшая научная база с глубоким пониманием условий эксплуатации продукта.
Сейчас, когда внутри страны существует стабильный спрос, есть хорошая основа для развития экспорта. Отечественные решения могут занять ниши на рынках «дружественных» стран со схожими требованиями. И здесь очень важно выстраивать долгосрочные отношения с иностранными партнёрами и логистические цепочки. Для успешной конкуренции с мировыми игроками наш холдинг делает ставку на уникальность разработок для сложных условий, которые не имеют прямых аналогов. Например, кабели, которые приспособлены для работы в условиях вечной мерзлоты. Это позволяет занять узкую, но важную нишу на глобальном рынке. Наш кабель абсолютно конкурентоспособен в сравнении с зарубежными аналогами, а по многим показателям превосходит их.
Игорь Гилка: В силу особых обстоятельств, в которых сейчас находится промышленность, судостроительная отрасль не имеет возможности конкурировать с европейскими производителями – законодателями моды в кабельно-проводниковой продукции. Может быть, это и к лучшему.
Что касается азиатских рынков – на мой взгляд, ситуация аналогична: с точки зрения безопасности кабеля мы продвинулись дальше большинства игроков. Российский кабель, безусловно, лучше по безопасности, но при этом приходится чем-то жертвовать. В первую очередь гибкостью кабеля и его массогабаритными характеристиками. Это общая проблема.
– Как сказываются на рынке судового кабеля колебания цен на металл и полимерное сырьё? Нет ли риска, что рост себестоимости станет тормозом для развития отрасли?
Евгений Савин: Колебания цен на металлы и полимеры действительно оказывают значительное влияние на себестоимость судового кабеля, однако отрасль демонстрирует способность адаптироваться к этим вызовам. Риск того, что рост затрат станет непреодолимым препятствием для развития, на текущий момент, оценивается как невысокий.
Отечественные производители уже успели адаптироваться к внешним вызовам и сместить вектор на диверсификацию портфеля так, чтобы колебания в одном сегменте минимально влияли на развитие другого. При этом если в одном направлении минимальная стагнация возможна, то в других направлениях может быть безусловный прорыв и решения, намного опережающие запросы отрасли.
Игорь Гилка: До сих пор остаётся непонятной ситуация, когда российские производители кабельно-проводниковой продукции в части металла по-прежнему привязаны к Лондонской товарно-сырьевой бирже и курсу доллара. На мой взгляд, это нужно менять кардинально. Переходить к фиксированным государственным рычагам по стоимости меди как основного элемента себестоимости кабеля.
Что касается полимерных изоляционных материалов, наши производители за последние 3,5 года достаточно быстро перестроились. Подавляющее большинство пластификаторов и компонентов для оболочек, изоляции, заполнителей – уже российские. Поэтому здесь рисков нет, и серьёзного роста цен не ожидается.
Увеличение цены на сырьё идёт исключительно из-за инфляционных процессов. Конкуренция высокая, поэтому рисков существенного подорожания нет.
Подготовил Евгений Зайцев
Заглавное фото: Pixabay.com
