На пути к Рождеству: тяготы ожидания
Что значит для человечества Рождество Христа? Мы привыкли к тому, что с нами Бог. Мы не чувствуем, не осознаем, не переживаем уже давно той тьмы, в которую было погружено человечество до Рождества Христова, поэтому и само празднование проходит для нас слишком уж по-мирски. Слишком мало радости в нашем сердце, блеска в наших глазах, когда мы слышим песнопение «Христос рождается, Славите» или «Слава в вышней Богу и на земле мир, в человецех благоволение».
Мы говорили уже о том, что, когда Адам согрешил, изгоняя его из страны света и радости в юдоль плача, Бог даровал ему обетование. Мы видим, что человечество ждет исполнения этого обетования, ждет, когда наконец-то произойдет то событие примирения с Богом, которое так нужно человеку. Мы видим, как разрушается и распадается плоть Адама, единого Адама, как люди становятся независимыми существами, как постепенно разрушается некогда единое, целое бытие человеческое.
Сначала оно разделяется пополам, потом больше и больше. И это отделение происходит все глубже и сильнее. Особенно оно наблюдается после падения Вавилонской башни, потому что люди перестают понимать друг друга (см. Быт. 11: 1–9). Единое некогда человечество теряет свою целостность и распадается на этносы, нации, народности, языки, племена, где каждый народ считает только себя неким центром мира, и объединить это разрозненное, расползающееся человечество становится все труднее и проблематичнее.
Сгущается тьма, она становится все жестче и все полнее. Человек представляется себе сидящим в непроницаемой тьме. Не только в непонимании, смущении и страхе, но и в торжестве, океане лжи. И это очень страшное состояние. Когда хорошее называется плохим, а плохое — хорошим. Когда человек начинает поклоняться изделию рук своих, и мы видим, например, читая Книгу Царств или Книгу Судей, до какого страшного извращения жизни он может дойти. Ночь окутала человека. Ночь греха, ночь лжи, ночь неведения и страстей.
Еще движется ночь, но люди уже кричат, изнемогая: «Когда, наконец, наступит утро? Когда, наконец, взойдет солнце?» И, погруженные в эту тьму, пророки, ярче других постигшие эту тьму и отражающие состояние человека в этой тьме, плачут о том времени, о том состоянии, когда взойдет солнце, когда явится Бог и высветит находящееся во мраке. Пророк Исаия говорит: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущей в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9: 2). И Христос говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12).
Человечество ждет свет. Как человек, сидящий в глубочайшей яме, в болотной трясине, где не видно ничего, где каждый болотный огонек обманывает и является новым источником тьмы. Сидит человек, погружается в это болото, оно его засасывает во тьму все больше и больше, и человек понимает, что это никогда не кончится. Сердце его падает, отчаивается, и он думает: «Если все так, то какой же в этом смысл? Какой смысл создавать человека, если все вокруг плохо?» Мир погружен в ложь, зло и темноту. Люди отравлены мраком, отчаянием и страхом, горечью и страстями. И человек, переживая все это, уже почти ни на что не надеется. Только в лучших своих представителях, которые ничего не видят, но в Духе пророчествуют о том, что этот свет явится, он ждет этот свет.
И вот, наконец, на востоке загорается яркая полоска, встает солнце, поднимается заря. И Евангелие от Иоанна начинается словами:
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1: 5–11).
Иоанн — праведнейший человек на земле. Так свидетельствует о нем Христос. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11: 11). И все же он — не Свет. Праведнейший человек не является Светом. Он — такая же тьма, как и все окружающее, потому что в этом мире нет Бога. Как жить, если в мире нет Бога? Что делать, что чувствовать, как переживать, если кругом нет света и человек погружен во мрак и в тьму?
И человек ждет, изнемогая, на последнем дыхании, что будет хоть что-то доброе, потому что не могло же все так закончиться бессмысленно. И тогда приходит Христос, и в многомиллионном мире, где тьма длится тысячи лет, вдруг воссияет луч света. И это явление Света потрясает человека радостью: наконец-то. Дождались. Свершилось. С нами Бог. Небо кануло на Землю. Небо спустилось, преклонилось, приниче к Земле. Ангелы и люди вместе ликуют. Тварная природа: животные, скотинушки, деревья, звезды, камни — ликуют. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс. 113: 4), — говорит по этому поводу Псалтирь.
Народ ликует, потому что он устал жить в темноте. Потому что вдруг в эту мрачную темницу приходит освобождение, приходит Свет, приходит свобода, приходит чистый воздух неба. Разумеется, человечеству нужно было пережить тьму, чтобы дождаться этого.
В древности этот праздник назывался Просвещением, потому что в этот самый день празднуется день рождения Солнца, рождения света, нового дня, новой жизни, рождения новой эпохи.
Новая эпоха, новый период этого ожидания с неизбежностью совпадает с образованием израильского народа. Бог избирает Авраама. Избирает человека, потому что задача Его воплощения стала труднее.
Все человечество ждет, когда закончится тьма. И, увидев рождающийся Свет, поспешит к Свету. А после того, как мир разделился на племена и народы, возникла сложность. Чтобы войти в этот мир и засиять в нем, надо родиться от женщины, надо, чтобы было семя жены. Но семя жены теперь принадлежит определенному народу, определенной нации. Значит, родившись от этой женщины, грядущий Примиритель и Спаситель должен быть частью какого-то народа. А это создает проблему, потому что Он идет спасать не один народ, а человечество, призвав к себе всех. И поэтому нужно, чтобы в среде этого народа воспитались люди, которые разнесут весть о рожденном Спасителе по всем другим народам. Нужно сделать нечто, приготовить таким образом эти самые окружающие народы, чтобы они приняли весть о рожденном Спасителе.
То есть подготовка к приходу в мир Спасителя — это очень трудный процесс. И Господь ткет историю, готовя мир ко встрече своего Примирителя. Это нельзя сделать по мановению волшебной палочки. Как сказал один человек: «Чтобы апостолы могли разнести весть по всему миру, по всей цивилизации, кто-то должен был для этого проложить дороги, кто-то должен был создать в каждом городе синагоги, чтобы людям было где остановиться и где произнести свою проповедь первую, кто-то должен был подготовить мир к принятию Спасителя различными способами».
Как говорит сам Христос: Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4: 35–38). Кто-то должен был потрудиться. И промысел Божий созидает человеческую историю не только в ожидании женщины, которая сможет стать матерью Примирителя, но и в подготовке той самой среды, в которой зазвучит первая проповедь апостолов, тех людей, которые откликнутся на слово о явлении Света и расскажут об этом Свете всем народам.
Название фрагмента приведено в варианте «Татьянина дня»
Книги издательства «Никея» можно купить в лавке храма мученицы Татианы (Большая Никитская улица, 1; на время капитального ремонта — вход со двора факультета журналистики МГУ). Студенты МГУ могут получить 10%-ную скидку на литературу духовного содержания, предъявив студенческий билет
