Добавить новость
smi24.net
Tegrk.ru (Элиста)
Январь
2026

Что восхитило в калмыках автора «Трех мушкетеров»?

0

Приняв российское подданство, калмыки, в составе российских войск, стали часто появляться на западных рубежах (в битвах с поляками, шведами, французами), вызывая страх и повышенный интерес в европейских странах.

В свое время о калмыках писали бургомистр Амстердама Николас Витсен (1641-1717), известный немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) и другие.

Одним из известных европейцев, оставившим интересные сведения о калмыках, является французский писатель Александр Дюма-отец, автор романов «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера».

В 1858-1859 годах Дюма посетил Россию и во время путешествия отправился на юг, посетив калмыцкие земли. О своих ценных наблюдениях и незабываемых впечатлениях он позднее подробно написал в книге «Путевые впечатления. В России» (1865).

Из Петербурга писатель отправился в Москву, а затем по Волге прибыл в Астрахань. Подъезжая к городу, среди безбрежных степных просторов он увидел калмыцкие шатры, затем дворец калмыцкого князя причудливой архитектуры и красивую буддийскую пагоду. Эти строения, как писал Дюма, показались ему «вехами, обозначающими границу европейского мира и воздвигнутые гениями мира азиатского».

Первая встреча француза с калмыками произошла на берегу Волги – берег был усыпан мужчинами и женщинами всех возрастов. Дюма отмечает: «У калмыков были … редкие и клочковатые шевелюры и бороды, длинные, облегающие тело зипуны и широкие штаны. На головах у них были надеты желтоватые тюбетейки, плоские и четырехугольные, как польские конфедератки. Особенно отличают калмыков от других народов смиренная манера держаться и доброта лица».

Также Дюма отметил физическую силу и ловкость, которые требуются от взрослых и детей из-за традиционного кочевого образа жизни. Это наблюдение он сделал, побывав на конных состязаниях, верблюжьих бегах, увидев схватки национальной борьбы, на которых он побывал по приглашению князя Тюменя. Дюма был восхищен силой, стойкостью и мужеством народа, умеющего укрощать и приручать диких лошадей.

В своей книге, обращаясь к читателям, Дюма напомнил, что, несмотря на чрезвычайную географическую отдаленность калмыков от Европы, французы уже соприкасались с ними, так как калмыцкие отряды находились в составе русской армии во время войны 1812 года.

Писатель также подробно описал свое первое знакомство с князем Тюменем и его женой. Его поразил необычный для России национальный костюм князя – он был в большом белом рединготе, наглухо застегнутом на маленькие пуговицы, в желтом головном уборе типа польской конфедератки, широких красных шароварах и желтых сапогах. Князь выглядел могучим мужчиной, волосы у него были черные и гладкие, борода тоже черная, но очень редкая.

А вот как выглядела 20-летняя жена князя: «Княгиня восседала на некоем подобии трона… Одеяние княгини было одновременно роскошно и причудливо. Оно состояло из платья персидской ткани, вытканной золотом, поверх которого была надета шелковая туника, ниспадавшая до колен, глубокий вырез спереди открывал корсаж платья, весь расшитый жемчужинами и бриллиантами. Шея княгини была заключена в батистовый воротник мужского кроя, скрепленный впереди двумя большими жемчужинами; ее голова была покрыта шапкой квадратной формы, верхняя часть которой, кажется, была изготовлена из страусиных перьев, выкрашенных в красный цвет; нижняя часть имела вырез, обнаживший лоб; один край шапки спускался до основания шеи, а другой был загнут на уровне уха, что придавало княгине чертовски кокетливый и даже несколько вызывающий вид».

Как отметил Дюма, в родном имении князя Тюменя жили на европейский лад. В своем экзотическом замке с примыкающим к нему чудесным садом князь принимал именитых гостей. Большое впечатление на него произвели также изысканные предметы современного французского быта, присутствовавшие во дворце калмыцкого князя. Прежде всего, это новый рояль французской работы.

Свое восхищение от всего увиденного Дюма описал в экспромте-мадригале, посвященном княгине, который он собственноручно написал на первой странице в ее личном альбоме.

Но не только знакомство с людьми поразило воображение писателя. Он также дал прекрасное описание калмыцкой степи, которая предстала перед его взором в своем разнообразии: «Сколько бы вы ни видели верблюдов, идущих по степи с калмыком на спине, каждый новый верблюд, появившийся с новым калмыком, неизбежно привлекает ваш взгляд: так величественно живописны бесконечные горизонты степи, прерванные лишь этой группой человека и животного…

Книга Дюма о посещении калмыков стали для Франции, а затем и для всего европейского общества, своеобразным «географическим открытием» мира многих народов, населявших Россию и ранее почти неизвестных в Европе, в том числе и калмыцкого народа.

Иллюстрация: Александр Дюма. Сайт: culture.ru

The post Что восхитило в калмыках автора «Трех мушкетеров»? first appeared on Степные вести.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *