Дьявол в мелочах, или Новые подробности боя у Литтл-Бигхорна
Кадр из кинофильма «Сыновья Большой Медведицы». Токей Ито с винчестером 1873 г.
«Это хороший день, чтобы умереть; следуйте за мной» - крикнул Низкий Пес своим людям, а рассказал об этом капитан Хоу из агентства «Стэндинг Рок», после чего Джадсон Эллиот Уокер повторил его рассказ в книге «Кампании генерала Кастера на северо-западе и окончательная капитуляция Сидящего Быка», опубликованной в 1881 году.
Загадки истории. Уже не раз на страницах ВО мы рассказывали о битве при Литтл-Бигхорне, где армия Соединенных Штатов потерпела одно из самых позорных поражений в своей истории. Но… С каждым годом информации об этом событии мы получаем всё больше. На месте битвы уже давно ведутся археологические раскопки, и они приносят новые сведения, которые отчасти по-новому заставляют взглянуть нас на разыгравшиеся тогда события. Или, напротив, мы получаем подтверждения тому, о чём после боя рассказали выжившие его участники.
Ну, например, сообщалось, что солдаты, стрелявшие из карабинов «Спрингфилд», столкнулись с такой проблемой, как затрудненная экстракция стреляных гильз из патронника. И такие гильзы на месте боя действительно были найдены, а микроскопическое исследование их показало, что несколько таких гильз извлекали из патронника карабина ножом. В двух гильзах ободок и донышко были даже порваны в процессе извлечения.
Общий подсчет показал, что проблемы с экстракцией составляют 4,3% и 5,6% отказов для двух мест сражения у Литтл-Бигхорна соответственно. Это дает средний общий показатель отказов 5%. В итоге археологические данные выявили больше карабинов с проблемами экстракции, чем было зафиксировано исторически. Очевидно и наличие двух факторов, которые археология не может контролировать, — это случаи, когда гильзу после выстрела вообще оказалось невозможно извлечь, и те случаи, когда гильзу все-таки извлекали при помощи шомпола, имевшегося у капитана Френча.
А вот и другой вопрос, на который раньше не обращали внимания: если в армии были проблемы с экстракцией гильз, то возникает вопрос, сталкивались ли с аналогичной проблемой индейские воины? В 1872 году армия сформировала комиссию офицеров для оценки качества и надёжности различных типов огнестрельного оружия в попытке выбрать лучшую казнозарядную систему. Майор Рино был членом этой комиссии. В ходе полевых испытаний сравнивались винтовки «Шарпс», «Ремингтон» и «Спрингфилд». В ходе этих испытаний из «Шарпса» было произведено 76 628 выстрелов, при этом 2699 (3,52%) патронов вышли из строя. Из винтовки «Ремингтон» было произведено 89 828 выстрелов, из которых 2595 патронов вышли из строя (2,86%), а из винтовки «Спрингфилд» – 96 628 выстрелов, из которых 1882 патрона вышли из строя (1,96%). Результаты полевых испытаний показали явное превосходство винтовки «Спрингфилд», которая впоследствии и была принята на вооружение. Но потом на поле боя отказы все-таки были.
И есть исторические свидетельства, которые показывают, что и у индейцев тоже были проблемы с извлечением гильз, с которыми приходилось бороться. Нашли, например, мертвого воина сиу с ружьем с гильзой, застрявшей в патроннике.
Дальше больше: согласно археологическим данным, частота нарушений экстракции гильз как у индейцев, так и у солдат во время боя была примерно одинаковой. То есть факт, что нарушения экстракции действительно имели место, не подлежит сомнению, но он не имел существенного значения для исхода боя.
А вот свидетельства использования личного огнестрельного оружия: так, капитан Томас Френч использовал пехотную винтовку «Спрингфилд» .50/70 калибра (напомним, что калибр кавалерийских карабинов был .45, то есть равен калибру револьвера «Кольт» 1873 г. – В.О.), сражаясь с Рино-Бентином. Сержант Джон Райан потом вспоминал, что Френч «делал зарубку на ложе своей винтовки... всякий раз, когда стрелял в индейца». А рядовой Дэн Ньюэлл вспомнил, что капитан Френч использовал шомпол своей винтовки для извлечения застрявших гильз у других солдат роты М.
Во время археологических раскопок было обнаружено несколько патронов и гильз калибра .50/70. Эти семь гильз указывают на то, что там, где сражалась часть Рино-Бентина, использовалось шесть различных винтовок, стрелявших этими патронами, и капитан Френч был не единственным, у кого было оружие такого калибра. Другие офицеры и рядовой состав, возможно, предпочитали этот калибр карабину модели 1873.
Этот же фильм. Отрицательный персонаж с карабином «Спенсер» в руках
Сержант Джон Райан использовал спортивную винтовку «Шарпс» под патрон правительственного карабина. Он был одним из нескольких человек на оборонительном участке Рино-Бентина, кто открыл ответный огонь с дальней дистанции по индейцам на Холме Деревянной Ноги. Днём 26 июня капитан Томас Френч попросил Райана помочь подавить огонь индейцев из окрестностей этого холма. Райан вспоминал, что «быстро сделал полдюжины выстрелов подряд, и индейцы бросились прочь от обрыва, и это положило конец стрельбе со стороны индейцев в том памятном бою, а наши парни устроили настоящее ликование».
Косвенным доказательством использования Райаном своей винтовки «Шарпс» может служить пуля, найденная в южном склоне хребта. Эта пуля — стандартная правительственная пуля .45 калибра весом 405 гран, но следы от нарезов на её поверхности указывают на то, что она была выпущена из спортивной винтовки «Шарпс». Хотя возможно, что эта пуля была от другого «Шарпса», место выстрела, безусловно, говорит в пользу версии о том, что выпустил ее все-таки он.
Прямых доказательств наличия личного огнестрельного оружия у Джорджа Кастера (спортивной винтовки «Ремингтон» и револьверов «Бульдог» Королевской ирландской полиции) на поле боя обнаружено не было. Однако на участке обороны Рино-Бентина была найдена одна пуля .50 калибра, выпущенная из спортивной винтовки «Ремингтон». Правда, положение ее указывает, что выпущена она была со стороны индейцев.
В целом анализ гильз огнестрельного оружия на поле боя показал, что они были выпущены из четырнадцати различных ружей производства «Спрингфилд», «Шарпс» и «Ремингтон».
Вопрос о количестве единиц огнестрельного оружия, использованного индейцами в битве при Литтл-Бигхорне, годами интриговал знатоков и историков. До проведения инвентаризации и изучения значимых артефактов с использованием самых современных методов идентификации огнестрельного оружия на этот вопрос нельзя было дать достоверного ответа. Однако новые исследования дали, по крайней мере, частичный ответ относительно минимального количества оружия, использованного во время этой битвы.
Анализ идентификации огнестрельного оружия выявил 44 револьвера (модель «Кольт» 1873 года) и 13 других, 119 многозарядных винтовок и карабинов, 188 однозарядных винтовок и карабинов (131 модель «Спрингфилд» 1873 года и 58 других) и 8 неопознанных пистолетов. Использовались патроны таких калибров как .44, .45 и .50, а также дробь. Понятно, что этот подсчет огнестрельного оружия отражает только те патроны и пули, которые были найдены во время раскопок, и никоим образом не отражает все возможное использованное там огнестрельное оружие. Эти цифры представляют собой лишь минимальное количество того огнестрельного оружия, которое можно идентифицировать по археологическим данным. Несомненно, обе воюющие стороны использовали его в гораздо большем количестве.
Наибольшее количество единиц огнестрельного оружия представлено 131 карабином «Спрингфилд» M 1873 калибра .45/55. Вторая по величине группа – 108 винтовок «Генри» и «Винчестер» модели 1866 года. Было выявлено 35 винтовок «Шарпс» и 13 «Спрингфилд» калибра .50/70.
В общей сложности гильзы указывают на 371 единицу огнестрельного оружия, 162 из которых относятся либо к армейскому карабину «Спрингфилд» модели 1873 года, либо к армейскому револьверу «Кольт» модели 1873 года. Остальные 209 единиц огнестрельного оружия, вероятно, принадлежат индейцам.
Армейское огнестрельное оружие составляет 43,6% от общего числа индивидуально идентифицированных образцов. Многозарядное огнестрельное оружие «Генри» и «Винчестер» моделей 1866 и 1873 годов составляет 31,2% от всего огнестрельного оружия и 55% от общего числа неармейского.
Для поля битвы на холме Кастера количество единиц огнестрельного оружия индейцев оценивается в диапазоне от 354 до 414. Также предполагается, что от 198 до 232 индейских ружей были представлены винтовками «Генри» или «Винчестер» M1866 или 1873. На оборонительном участке Рино-Бентина предполагаемое количество индейских ружей колеблется от 259 до 300, а количество магазинных — от 150 до 174.
Если спрогнозировать количество боеприпасов, которыми можно было зарядить магазинные винтовки на поле боя у холма Кастера, то есть если каждый магазин в начале боя был полон, в результате мы получим около 3792 выстрелов. Это означает, что когда все эти ружья были направлены на людей Кастера, то на каждого погибшего человека приходилось более восемнадцати пуль. И это учитывает только магазинное оружие. И это неполные данные, учитывая тысячи гильз, найденных коллекционерами за пределами охранной зоны этого исторического памятника.
Кадр из этого же фильма. На нем «Винчестер» 1866 г.
А вот что сообщал об индейском вооружении на месте битвы сержант Чарльз Уиндольф:
Принято считать, что все краснокожие воины были вооружены новейшими многозарядными винтовками Винчестера и имели достаточный запас боеприпасов. Я, со своей стороны, полагаю, что добрая половина воинов была вооружена только луками, стрелами и копьями, а, возможно, половина остальных имела при себе всякую всячину — старые дульнозарядные ружья и однозарядные винтовки разных лет выпуска. Вероятно, не более 25–30 процентов воинов имели современные многозарядные винтовки.
Если предположить, что в битве участвовало всего 1500 воинов, что является общепринятой консервативной оценкой, то около четверти, или 375, были вооружены «дульнозарядными и однозарядными винтовками», о которых упоминает Виндольф.
Он также предположил, что 25% воинов могли быть вооружены различными моделями магазинных винтовок. Если его предположения верны, то в битве должно было быть задействовано 375 магазинных винтовок (исходя из оценки в 1500 воинов). Археологически установленное минимальное количество многозарядного огнестрельного оружия, винтовок Генри, Винчестера модели 1866 и модели 1873, составляет 116, со статистическим прогнозом от 340 до 403 ружей, основанным на выборке в 30–35%. Эти цифры хорошо согласуются с диапазоном оценок Виндольфа.
Если учесть все данные по огнестрельному оружию, становится очевидным, что Кастер и его люди уступали индейцам, если не по дальности стрельбы или убойной силе, то уж точно по огневой мощи. Отчёты по вооружению армии США (Военное министерство, 1879 г.), сравнивающие карабины «Спрингфилд» и «Шарпс» с магазинной винтовкой, ясно показывают, что имел прекрасные показатели по убойной силе, дальности и точности. Однако магазинные винтовки были также очень эффективны, а возможно, даже превосходили по огневой мощи однозарядные карабины «Спрингфилд» по мере приближения индейцев к позициям американской кавалерии. Причем пользовались ими также и индейцы. Но они, скорее всего, попали к ним в руки недавно: в более раннем бою у реки Роузбад или принадлежали погибшим солдатам и были взяты непосредственно на поле у Литтл-Бигхорна.
Стрельба на поле боя, вероятно, была интенсивной с обеих сторон. Находки стреляных гильз и пуль, безусловно, на это указывают. Пули, выпущенные из солдатских винтовок, были найдены в земле, часто в пределах или перед местами обнаружения большого количества гильз, принадлежавших индейцам. Пули калибра, соответствующего гильзам, найденным на индейских позициях, были обнаружены и на армейских позициях. Некоторые из них были найдены даже в непосредственной близости от человеческих останков. По мере того как ответный огонь солдат начал ослабевать, индейцы подошли ближе.
Самый сильный огонь велся с юго-востока. Здесь количество оружия рычажного действия .44-го калибра было значительным: по меньшей мере двадцать три винтовки «Генри» или «Винчестер» модели 1866 и по меньшей мере шесть винтовок модели «Винчестер» 1873. Эти же доказательства также указывают на то, что здесь использовались, по меньшей мере, один револьвер «Смит и Вессон» и два револьвера .44 калибра с кольцевым воспламенением, а также семь ружей калибра .50/70.
А вот относительно небольшое количество индейских гильз, найденных к северу и западу, говорит о том, что индейцы, атакующие с этой стороны, были не так хорошо вооружены, как те, кто атаковали в других местах. Однако на этой территории сейчас находятся национальное кладбище, центр для посетителей и дорога. Строительство этих объектов, вероятно, уничтожило часть артефактов, но сколько и каких именно, этого мы никогда не узнаем.
В любом случае американские солдаты погибли, прежде всего, потому, что индейцев против них было очень много, а еще у них было много современных скорострельных магазинных винтовок, то есть они были просто-напросто подавлены огнем! Ну, а то, каким образом в столь большом количестве их получили индейцы, если за продажу такого оружия грозила тюрьма, мы, скорее всего, не узнаем уже никогда!
P.S. Предположений, откуда у индейцев появились такие винтовки, было сделано немало. Например, в романе Лизелотты Вельскопф Генрих «Токей-Ито». Попытался объяснить это и автор в своем романе «Люди и оружие». Однако в обоих случаях это не более чем художественный вымысел.
