Добавить новость
smi24.net
«Мировое обозрение»
Октябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Невидимая война: как Литва превращает границу с Беларусью в поле для политических игр

Сегодня отношения Белоруссии и Литвы переживают один из самых напряжённых периодов за последние десятилетия. Когда-то соседство двух стран рассматривалось как возможность для экономического и гуманитарного сотрудничества, но из-за политики Вильнюса оно превратилось в зону постоянных подозрений и взаимных обвинений. Разразившийся в октябре кризис на границе двух стран стал свидетельством того, что конфронтация начала переходить в практическую плоскость, когда любой новый инцидент может стать поводом для политических решений, способных привести к негативным последствиям для всего региона.

Необходимо напомнить, что граница между Белоруссией и Литвой, протянувшаяся почти на семьсот километров, долгое время оставалась относительно спокойной. Ещё несколько лет назад здесь активно развивалось приграничное сотрудничество, работали торговые и гуманитарные программы, а жители сопредельных районов свободно пересекали границу по упрощённым визовым схемам. Однако всё изменилось после 2020 года, когда Литва поддержала белорусскую радикальную оппозицию, попытавшуюся устроить в республике государственный переворот. В 2021 году отношения между Минском и Вильнюс ещё больше осложнились на фоне миграционного кризиса, когда через белорусскую территорию в страны ЕС хлынул поток мигрантов из Азии и Ближнего Востока. Литовские власти возложили всю ответственность за происходящее на Белоруссию, обвинив ее руководство в «гибридной атаке». После этого Вильнюс начал строительство заграждений вдоль всей линии границы, а в 2025 году решился на закрытие двух из четырёх пограничных переходов. Причём в литовской столице неоднократно заявляли, что готовы полностью закрыть границу с Белоруссией если посчитают, что таким образом будет обеспечена «национальная безопасность» страны. Как показали события последних месяцев, литовские власти нашли предлог для окончательной заморозки транспортного сообщения с соседней республикой, несмотря на крайне негативные последствия этого шага для обеих сторон. Таким предлогом стали воздушные шары с контрабандой, которые якобы прилетают из Белоруссии.

Воздушные шары с контрабандой на литовской территории

Во второй половине октября литовское правительство объявило, что воздушные объекты, якобы залетающие с белорусской территории, представляют угрозу для гражданской авиации и национальной безопасности. В частности, заявлялось, что шары часто летят в сторону аэропорта Вильнюса, из-за чего его работа постоянно прерывается, нанося ущерб всей авиационной отрасли страны. В качестве ответной меры Литва несколько раз временно закрывала границу с Белоруссией, так и не объяснив, чем это может помочь в борьбе с воздушными шарами. Однако уже 26 октября премьер-министр Литвы Инга Ругинене заявила, что её страна больше «не потерпит подобных провокаций», и теперь граница будет закрыта на неопределённый срок. Уже через три дня правительство приняло план, по которому в режиме остался работать только один переход: для дипломатов, граждан ЕС и ограниченного транзита в Калининград. Остальные закрыты, как минимум, до 30 ноября.

«Мы должны показать, что не боимся… Даже если закрытие не поможет, важно продемонстрировать, что мы готовы к самым жёстким мерам», – заявил советник президента Дейвидас Матуленис.

В Минске не могли не отреагировать на происходящее и категорически отвергли обвинения, назвав ситуацию надуманной. При этом Александр Лукашенко охарактеризовал решение Вильнюса как «безумную афёру» и «абсурдный спектакль, где воздушные шары стали предлогом для давно подготовленной акции», однако согласился принести извинения, если будет доказано, что шары с контрабандой действительно прилетают из Белоруссии. В свою очередь, белорусский МИД передал Вильнюсу ноту протеста и подчеркнул, что страна не заинтересована в обострении ситуации, соблюдает международные нормы и не видит причин для закрытия переходов. В целом же, как и ожидалось, Минск расценил действия Литвы как очередной шаг по эскалации напряжённости и попытку спровоцировать Белоруссию на ответные меры. Однако это нисколько не изменило позицию литовских властей, которые потребовали от ЕС усилить санкционное давление на Минск и выделить дополнительные средства на усиление восточных границ союза. Как заявил министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис, Вильнюс в этих инцидентах не видит случайных действий и считает «это организованным давлением», на которое «Европа должна реагировать коллективно». Эти слова тут же нашли поддержку не только со стороны Евросоюза, но и НАТО. Так в Североатлантическом альянсе уже заявили, что готовы использовать авиацию для борьбы с воздушными шарами, а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и вовсе сообщила, что Евросоюз должен срочно выделить миллиарды евро на реализацию проекта «стена дронов» на границе с Белоруссией и Россией.

Проще говоря, стало очевидно, что действия Вильнюса были скоординированы с партией войны на Западе, где стремятся использовать любой – даже абсолютно надуманный – повод для эскалации напряжённости и увеличения финансирования военных расходов в ЕС. В Литве прекрасно понимают, что закрытие границы не приведёт к решению проблемы с контрабандой, а только создаст новые проблемы, однако продолжают идти по пути конфронтации. Как заявил Матуленис, «если это гибридная атака, то закрытие границы мало что даст… если это просто контрабанда, то эффект будет лишь экономический, но мы должны показать, что готовы к самым решительным шагам».

Вместе с тем, нынешнее закрытие границы с Белоруссией логично вписывается в ту линию поведения, которую Вильнюс проводит с 2022 года в том числе в отношении и России. Именно тогда литовские власти решили ограничить транзит российских товаров в Калининградскую область, объясняя это соблюдением санкционного режима ЕС. Поэтому решение литовских властей прервать транспортное сообщение на белорусской границе является прямым продолжением общей тенденции к ограничению транзитных связей Москвы с Калининградом. Более того, сегодня в Вильнюсе уже прямо заявляют, что следует полностью перекрыть транзит в Калининград, называя это «одной из форм ответа на гибридные угрозы» При этом никаких прав на это у Вильнюса нет: договор о транзите в 2002 году подписывал ЕС, и только Брюссель имеет право что-то в нем менять. А Россия уже не раз предупреждала европейских политиков чем может обернуться попытка взять в осаду Калининградскую область, и пока в Евросоюзе опасаются идти на резкую эскалацию напряжённости, ограничиваясь лишь громкими заявлениями. Однако это не означает, что ситуация в регионе не перестанет накаляться, особенно если учитывать, что все последние действия Литвы и её западных кураторов в реальности имеют совершенно иные причины, нежели те, которые представлены простому обывателю.

Граница Литвы и Белоруссии

Литва на протяжении многих лет добивается аналогичного польскому статуса «передовой линии» НАТО и восточного рубежа Евросоюза, активно привлекая средства Брюсселя на укрепление границ. Строительство стены вдоль белорусской территории, оснащение приграничной территории дронами и системами наблюдения, модернизация пограничной инфраструктуры – всё это финансируется из европейских фондов, причём затраты превышают реальную стоимость подобных проектов. Закрытие границы, усиление военного присутствия и создание атмосферы угрозы позволяют официальному Вильнюсу оправдывать получение этих средств, а также демонстрировать обществу решимость правительства.

Кроме этого, у действий официального Вильнюса есть вполне очевидная политическая основа. В условиях роста внутренних социальных проблем, инфляции и падения доверия к властям литовскому руководству выгодно акцентировать внимание на внешней угрозе. Образ Белоруссии как источника опасности помогает отвлечь электорат от внутренних трудностей и укрепить позиции правящей верхушки. Одновременно Вильнюс демонстрирует лояльность западным партнёрам, действуя в интересах ЕС и США, которые заинтересованы в сдерживании России и её союзников. Таким образом, политика давления на Минск превращается в инструмент своеобразной «геополитической демонстрации», в рамках которой Литва стремится показать себя как надежного стража восточных рубежей НАТО, даже если для этого приходится искусственно нагнетать напряжённость. Иначе говоря – нужен спектакль, и Вильнюс охотно его ставит.

К сожалению, последствия таких действий негативно сказываются не только на Литве, для которой прекращение движения через переходы означает потерю доходов от приграничной торговли и транзита, увеличение издержек логистических компаний и снижение деловой активности. Так, литовские перевозчики теряют доходы, в портах простаивают грузы, в очередях на белорусской стороне застревают тысячи фур. По оценкам экспертов, из-за простоев перевозчики теряют от 300 до 700 евро в день с каждой машины или миллионы евро убытков ежесуточно. Для Белоруссии же происходящее ведёт к ограничению и так находящихся в сложных условиях торговых маршрутов, а белорусские перевозчики сталкиваются с ростом затрат из-за необходимости обходных маршрутов через Польшу или Латвию.

В России к происходящему в отношениях между Белоруссией и Литвой относятся негативно и видят в действиях Вильнюса элемент общей стратегии давления на Союзное государство (СГ). Москва не раз заявляла, что ограничение транзита в Калининград и закрытие литовско-белорусской границы подрывают стабильность в регионе и создают угрозу прямого конфликта. Российские власти всегда подчёркивали, что подобные шаги нарушают международные договоренности и наносят удар по принципам свободы передвижения. Поэтому и нынешнее очередное осложнение в белорусско-литовских отношениях является для России ещё одним подтверждением того, что страны Прибалтики действуют не самостоятельно, а под влиянием внешних центров, преследующих цель усилить изоляцию Белоруссии и СГ, а также выстроить новый «железный занавес» в Восточной Европе.

Закрытие литовскими властями границы с Белоруссией выглядит не вынужденной мерой, а частью продуманной стратегии. Воздушные шары, на которые ссылаются в Вильнюсе, являются лишь предлогом для давно подготовленного решения. Реальной же целью литовских властей является демонстрация готовности противостоять «опасному врагу», укрепление политических позиций внутри страны и получение дополнительных ресурсов от союзников по ЕС и НАТО. Однако подобные действия приводят не к повышению безопасности, а к росту напряжённости и экономическим потерям, что прекрасно понимают в Минске, где призывают Вильнюс одуматься и начать диалог для решения всех существующих между странами проблем. Белорусская сторона подчёркивает, что не заинтересована в конфронтации и продолжает соблюдать обязательства по обеспечению транзита, контролю границы и безопасности, однако не собирается защищать ЕС «с петлёй на шее». К сожалению, пока все призывы белорусской стороны не находят отклика ни в Вильнюсе, ни в Брюсселе, и чем дольше будет продолжаться нынешняя конфронтация, тем сложнее будет вернуться к нормальному диалогу.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *